Обычай устраивать гладиаторские бои. Гладиаторские бои в Древнем Риме (22 фото). История зарождения гладиаторских боев
Обычай устраивать гладиаторские бои римляне переняли от этрусков — племени, жившего на территории нынешней Италии еще до возвышения Рима. Для этрусков это была форма жертвоприношения в честь умершего. Точно так же и римляне сделали такие бои погребальным обрядом.
Известно, что один из первых гладиаторских боев состоялся в Риме 2280 лет назад по случаю смерти сенатора Децима Перы. Родственники покойного устроили сражение между тремя парами гладиаторов на глазах лишь близких и друзей умершего.
Название же участников кровавой схватки, произошло от названия римского меча которым сражались гладиаторы «гладиус» — меч.
Хлеба и зрелищ
Погребальный обряд — сражения гладиаторов — все больше и больше превращался в зрелище, в кровавую утеху, которую жаждали все — от императора до последнего нищего. Число гладиаторов, идущих на смерть, неуклонно росло. Когда в 183 году до нашей эры умер верховный жрец Публий Красе, был устроен бой между двумя сотнями гладиаторов!
Это было время, когда Риму угрожало вторжение варваров. Люди пребывали в страхе. Правители решили поднять дух народа гладиаторскими боями. С тех пор гладиаторские сражения навсегда утратили религиозный смысл. Они стали привычным зрелищем, без которого римляне уже не представляли свою жизнь.
Вначале бои гладиаторов проводились на городских площадях, на рынках. Затем начали строить временные трибуны, откуда смотреть бои было удобнее. Правда, случалось, что ненадежные, наспех сколоченные трибуны обваливались от тяжести многочисленных зрителей. Однажды в городе Фидена под рухнувшими трибунами погибли и покалечились около 50 тысяч человек! Пришло время строить прочные каменные сооружения — амфитеатры. Они напоминали современные стадионы с овальной ареной в центре.
Чудо Рима
Первый амфитеатр был построен в 80 году до нашей эры в знаменитых Помпеях. На скамьях, окружавших его арену, могли разместиться около 20 тысяч зрителей. В случае дождя над зрительскими местами быстро натягивались тенты. Самым же величественным по праву считался римский амфитеатр Колизей. Он и поныне признается грандиозным архитектурным сооружением. Поражают не только его колоссальные размеры, но и гениально задуманная хитроумная система проходов.
Четырехэтажный амфитеатр-гигант имел длину почти 190 метров, ширину более 150 и высоту около 60 метров. Итальянский писатель Рафаэлло Джованьоли в своем знаменитом романе «Спартак» так описывает амфитеатр Колизей перед началом гладиаторских боев: «Трудно представить величавую панораму огромного цирка, заполненного более чем ста тысячам зрителей обоего пола, разного возраста и положения. Шум массы народа, мощный, как гул вулкана, мелькание голов и рук, похожее на яростное и грозное волнение моря во время бури, были лишь деталями великолепной, ни с чем не сравнимой картины, которую представлял Большой амфитеатр в этот момент».
Школы гладиаторов
Потребность в гладиаторах была огромной. В них превращали прежде всего рабов и военнопленных. Особенно высоко ценились последние, поскольку они уже хорошо владели оружием. На арену также попадали преступники, осужденные за дезертирство, измену или убийство.
Но среди гладиаторов, как это ни покажется странным, были и вольнонаемные, свободные римские граждане, в том числе из состоятельных семей. Ими двигали жажда опасных приключений, риск и азарт. Вольнонаемные имели право жить дома, но обязывались вовремя являться на «службу». Многие из них являлись семейными людьми, имели детей. Мало известно, что среди гладиаторов были и женщины, которые тоже сражались и умирали на аренах амфитеатров. По отваге, мастерству, ловкости они иногда даже превосходили мужчин.
Гладиаторов обучали в особых школах. Владельцы таких школ закупали пленных во время частых войн или рабов на невольничьих рынках, обучали их владеть оружием и боевым приемам, а затем продавали устроителям гладиаторских боев.
Позже появились и государственные гладиаторские школы. Особенно славилась «Большая школа», построенная в Риме. За год здесь успевали обучить до двух тысяч гладиаторов. Школу обслуживали, кроме учителей боевого дела, повара, лекари, массажисты, надсмотрщики, охранники, оружейники, могильщики и так далее.
Смерть на арене
Жизнь гладиаторов была суровой. За малейшее неповиновение их ждали наказания плетьми, кандалы, прижигание каленым железом, а то и страшная тюрьма.
Римляне, наслаждаясь боями на аренах амфитеатров, с презрением относились к гладиаторам. Погибших гладиаторов хоронили в общих могилах. Лишь некоторые из них по настоянию и на деньги родственников удостаивались чести быть погребенными отдельно. Тем не менее эти люди, бесстрашно шедшие на смерть, не могли не вызывать восхищения. Выражение «Умер, как гладиатор» означало у римлян высшую похвалу.
О том, что состоятся гладиаторские бои, сообщали объявления на стенах домов, афиши, крики глашатаев. В назначенный день к амфитеатру стекались тысячные толпы. Зрители, радостно возбужденные, беззаботно переговариваясь, занимали места в амфитеатре в давно заведенном порядке: первые ряды — богатые и знатные люди, места повыше — рядовые римляне, верхние — женщины.
Представление начиналось торжественным парадом всех его участников. Зрители громкими рукоплесканиями приветствовали гладиаторов, одетых для парада в великолепные доспехи.
Гладиаторы делились на шесть главных типов: самнитов, гопломахов, секуторов, мирмиллонов, фракийцев и ретиариев. Каждый тип имел свое снаряжение и оружие. Например, гопломахи носили красивый шлем с забралом, металлическую поножу, покрывавшую правую ногу, имели короткий меч и прямоугольный щит. Мирмиллоны сражались босиком, в шлеме, имели прямой меч и большой овальный щит. Тело ретиариев защищали лишь наручные латы и наплечники. Вооружение их состояло из сети, которую следовало набросить на противника, трезубца, похожего на вилы, и длинного кинжала.
Были еще гладиаторы-андабаты, сражавшиеся вслепую, эквиты — конные гладиаторы, эсседарии на боевых колесницах, сигиттарии с луками и другие типы.
Удар милосердия
Упав, тяжело раненный гладиатор отбрасывал оружие в сторону и подымал руку с выставленным пальцем. Это означало признание своего сражения. Тогда арбитр обращался к зрителям, и те решали судьбу поверженного. Если большинство поднимало руку пальцем вверх, гладиатору даровалась жизнь. В противном случае победитель старался добить его.
Подходил особый служитель в черном одеянии, и, если гладиатор еще проявлял признаки жизни, наносил последний удар, так называемый «удар милосердия», прерывая муки несчастного.
Убитого уносили с арены, а победитель получал приз в виде пальмовой ветви, а также денежное вознаграждение. Под звуки оркестра служители разравнивали на арене песок, засыпали следы крови, и на смертный бой выходили другие гладиаторы.
Существовал обычай: после побед во многих боях (десяти, двадцати) гладиатора отпускали на свободу. Можно подумать, что, оказавшись на воле, такой гладиатор был на седьмом небе от счастья. Но удивительна человеческая психика!
Некоторые из отпущенных снова возвращались на арену. Так, например, известно, что гладиатор по имени Фламма четырежды получал свободу и каждый раз опять подписывал новый контракт. Жизнь свою он закончил на арене в возрасте тридцати лет после 37 победных боев.
Подвиг монаха
С годами гладиаторские бои превратились в кровавые оргии. Император Клавдий в честь своих военных побед повелел инсценировать штурм и разграбление города. На этом кровавом «спектакле» сражались и погибли тысячи гладиаторов. Император Тит отличился еще больше. По случаю окончания строительства Колизея он устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 100 дней!
Но рекорд установил император Траян. В сражениях, устроенных им и длившихся 123 дня, участвовало около 10 тысяч гладиаторов! Извращенное сознание требовало все новых и новых, еще более жестоких зрелищ. Рассказывали, что император Клавдий приказывал перерезать горло раненым гладиаторам прямо перед его трибуной и любовался агонией умирающих.
Закат гладиаторских боев начался после появления христианства. Христианская вера постепенно подтачивала устои римской морали. В 357 году нашей эры император Константин II запретил римским солдатам наниматься в гладиаторы, а 42 года спустя другой император, Гонорий, своим указом закрыл оставшиеся гладиаторские школы.
Но можно сказать, что остановил кровавые зрелища христианский монах Телемах. Произошло это 1602 года назад. Во время одного из гладиаторских сражений он выскочил на арену и встал между сражающимися. Зрелище было испорчено. Возмущенные зрители набросились на монаха и растерзали его. Узнав о произошедшем, уже упомянутый император Гонорий окончательно запретил кровавые «представления».
ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Обычай устраивать гладиаторские бои, которые представляли собой смертельные поединки между обученными в специальных школах военнопленными, рабами и жаждущими славы добровольцами гладиаторами (от лат. gladius «меч»), римляне заимствовали у этрусков, для которых бои рабов, проводившиеся при погребении знатной особы, имели глубокое религиозное обоснование и являлись высшей честью, которую могли воздать предку благородные наследники. (2)Первые римские гладиаторские бои были проведены в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме, и поводом для их проведения действительно были поминки знатного римлянина Децима Юния Брута Перы. (3) уже к началу I века до н. э. масштабные гладиаторские сражения, участниками которых становились несколько сотен бойцов, полностью утратили свой религиозный контекст и стали излюбленным зрелищем римлян, игрой со смертью, целью которой было увеселение широкой публики.
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Существовавший у этрусков обычай устраивать смертельные поединки рабов при погребении знатной особы был заимствован римлянами в III веке до н. э. и к началу I века до н. э. трансформировался в масштабный религиозный обряд.
2) Изначально римские битвы гладиаторов (обряд, заимствованный римлянами у этрусков) проводились при погребении знатной особы, но со временем гладиаторские бои стали просто увеселительным зрелищем для широкой публики.
3) Первый бой обученных в специальных школах бойцов - гладиаторов (от лат. gladius - «меч») - состоялся в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме на поминках знатного римлянина.
4) Смертельные схватки рабов, проводимые у этрусков при погребении знатной особы, являлись высшей честью, которую могли воздать усопшему родственники.
2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово (сочетание слов).
1) в результате 2) вероятно, 3) иногда 4) однако
3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено а первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
1. Вооружённое столкновение воюющих сторон; битва. Наступательные бои. Воздушный, танковый бой. 2. Состязание, поединок. Финальный бой боксёров. Кулачный бой3. Борьба, действия, направленные на достижение или искоренение чего-л. Бой за правое дело, за справедливость. Начать бой с разгильдяйством. Объявить бой бесхозяйственности.4. Звуки, производимые дробными ударами чего-л. Барабанный бой. Бой курантов. Часы с боем5.Бурный обмен мнениями, ожесточённый спор; скандал, ссора. Словесный, литературный бой. Выдержать бой по поводу нового проекта. Вступить в бой со своими оппонентами.
6. Осколки чего-л. разбитого или раздробленного (стекло, кирпич, керамика и т.п.). Кирпичный, стеклянный бой.
4 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
1) аэропОрты 2) Отрочество 3) пОнявший 4) накренИт
5 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Не так легко было найти выход из ЗАТРУДНЁННОГО положения, в котором мы все оказались.
В ИГОРНОМ зале казино было уже много людей.
В процессе реформы хозяйственной системы Китая КОРЕННЫЕ перемены затронули и рынок страхования.
Несмотря на учёную степень, мой собеседник оказался редкостным НЕВЕЖДОЙ, мало что знающим в области науки.
Роза Львовна поднялась с кресел и ЦАРСТВЕННОЙ походкой направилась к двери.
6 В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ОБЕИХ сторон СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ сотрудниками
нет ВИШЕН БОЛЕЕ ТОЧНЕЕ
7 Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика.
А. Благодаря трудов Тита Ливия учёные Нового времени имеют возможность глубже понять историю Древнего Рима.
1. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б. Нина Георгиевна уже протянула к запечатанному письму было руку, которое инспектор забыл на столе, однако передумала.
2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В. У стола стоял тот самый кожаный портфель, сделанный из кожи и который мы видели утром в руках у референта.
3. Неправильное построение предложения с несогласованным приложением
Г. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерике» описывается один из эпизодов Кавказской войны.
4. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Д. Путешествуя по предгорьям Анд,у нас не раз возникало желание заглянуть на кофейные плантации и попробовать знаменитый южноамериканский кофе.
5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6. Неправильное построение предложения с причастным оборотом
7. Ошибка в построении предложения с однородными членами
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
взб...дриться, бтонный, блстательный.
растрать, прорсли,
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...следовать, прстанище,
в...громоздиться, не.. .доровится,
преставление, о...деление,
вз... грать, мед... нститут,
пр...образование, првнести
10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
дол... вой рассчитвать
прицел...ваться разведвать
милост...во
11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
побор.. .шь, погон...шься,
посе.. .нный, возлож.. .шь,
недвиж.. .мый
12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Партнёры предложили новый контракт на крайне (не) выгодных условиях.
После (не) продолжительного обсуждения нам удалось достигнуть компромисса.
Японские карты этого побережья были (не) похожи на карты европейских навигаторов.
Уже (не) долго осталось ждать весны.
(Не)забываемые впечатления остались у нас от посещения столицы.
13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Кто-то из туристов забыл на базе рюкзак с консервами, и (ПО) ЭТОМУ провизии оставалось (В) ОБРЕЗ.
Со стороны трудно было понять, (ПО) ЧЕМУ от лёгкого удара огромный камень раскололся (НА) ДВОЕ.
(В) ЦЕЛЯХ безопасности каждого члена делегации провели через рамку сканера, багаж был выставлен на транспортёр и ТО (ЖЕ) досмотрен.
ЧТО (БЫ) не заблудиться, (НА) ПРОТЯЖЕНИИ всего маршрута были установлены стрелки и указатели.
(НИ) КТО не узнавал знакомые места – так сильно изменился посёлок (В) РЕЗУЛЬТАТЕ наводнения.
14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Прогулочные шлюпки с полотня(1)ым тентом, нарядные, свежевы-
краше(2)ые, были рядком пришвартова(3)ы к ограждё(4)ому канатами
причалу.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Учебник будет полезен как начинающим музыкантам так и профессионалам.
2) Хозяин решил сам осмотреть доставленные на пристань тюки и ящики и прибыл в порт в тот же день.
3) Вы можете изменить условия сделки либо отказаться от неё.
4) В доме есть и водопровод и газовое отопление и электричество.
5) Саша не решился вступиться за товарища и впоследствии ему пришлось не раз пожалеть об этом.
16 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Поздоровавшись с Дмитрием (1) и (2) передав ему посылку (3) крепко перевязанную бечёвкой (4) гость тут же удалился.
17 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вам (1) по-моему (2) следует (3) всё-таки (4) проконсультироваться перед проведением эксперимента с работниками лаборатории.
18 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Каменные замки (1) за высокими стенами (2) которых (3) укрывались рыцари-феодалы и их дружины (4) позволяли защитникам выдерживать многомесячные осады неприятеля.
19 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил (1) что (2) когда из трюма стали поднимать контейнеры (3) то на некоторых из них оказались сорванными печати (4) что было сочтено нарушением условий перевозки.
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Существовавший у этрусков обычай устраивать смертельные поединки рабов при погребении знатной особы был заимствован римлянами в III веке до н. э. и к началу I века до н. э. трансформировался в масштабный религиозный обряд.
2) Изначально римские битвы гладиаторов (обряд, заимствованный римлянами у этрусков) проводились при погребении знатной особы, но со временем гладиаторские бои стали просто увеселительным зрелищем для широкой публики.
3) Первый бой обученных в специальных школах бойцов - гладиаторов (от лат. gladius - «меч») - состоялся в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме на поминках знатного римлянина.
4) Смертельные схватки рабов, проводимые у этрусков при погребении знатной особы, являлись высшей честью, которую могли воздать усопшему родственники.
5) Битвы гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков и изначально сопровождали лишь погребение знатных лиц, но с течением времени такие бои стали просто развлечением для публики.
(1)Обычай устраивать гладиаторские бои, которые представляли собой смертельные поединки между обученными в специальных школах военнопленными, рабами и жаждущими славы добровольцами - гладиаторами (от лат. gladiiis - «меч»), римляне заимствовали у этрусков, для которых бои рабов, проводившиеся при погребении знатной особы, имели глубокое религиозное обоснование и являлись высшей честью, которую могли воздать предку благородные наследники. (2)Первые римские гладиаторские бои были проведены в 264 году до н. э. на Бычьем рынке в Риме, но поводом для их проведения действительно были поминки знатного римлянина Децима Юния Брута Перы. (3)<...> уже к началу I века до н. э. масштабные гладиаторские сражения, участниками которых становились несколько сотен бойцов, полностью утратили свой религиозный контекст и стали излюбленным зрелищем римлян, игрой со смертью, целью которой было увеселение широкой публики. |
Пояснение (см. также Правило ниже).
Предложение 1) противоречит содержанию текста: в тексте сказано, что к началу I века до н. э. масштабные гладиаторские сражения полностью утратили свой религиозный контекст, а не трансформировались в масштабный религиозный обряд, как утверждает данное предложение.
Предложение 3) содержит неполную информацию: не сказано, откуда пришли в Рим гладиаторские бои, какие функции они выполняли.
Предложение 4) содержит неполную информацию: предложение ограничивается сообщением о том, при каких обстоятельствах проводились схватки рабов у этрусков, и ни слова не говорится о том, что эти схватки были заимствованы римлянами и у последних постепенно превратились в развлечение, утратив свой религиозный смысл.
Верно передана главная информация текста в предложениях 2) и 5).
Ответ: 25|52.
Ответ: 25|52
Актуальность: 2016-2017
Сложность: высокая
Раздел кодификатора: Информационная обработка текстов различных стилей
Правило: Определение главной информации текста. Задание 1
Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.
Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции , и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.
Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:
Сжать эту информацию в одно предложение самому;
Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;
Обратить внимание на, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:
а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;
б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;
в) слишком краткой.
Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами . Та же информация. Те же факты. Но- другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые- деепричастными оборотами и т.п.
Таким образом, мы получим два верных высказывания.
- Сборная гондураса Олимпийская сборная гондураса по футболу
- Прозвища клубов Английской футбольной Премьер-лиги (АПЛ) Лучший клуб англии по футболу
- Лыжный спорт - виды лыжного спорта и их краткая характеристика Как называются люди на лыжах
- Разминка перед тренировкой
- Эффективна ли степ аэробика для похудения
- Сушка тела и ног: упражнения и особенности питания для мужчин и девушек
- Всемирный день скандинавской ходьбы и всемирный день ходьбы
- Упражнения для тренировки мышц плечевого пояса Упражнения для плечевого пояса для женщин
- Чем смазывать деревянные лыжи?
- Что нужно знать о себе: беговой тест пано и мпк
- Убойная тренировка для мышц рук
- Справедливость по-русски
- Прием протеина после тренировок
- Эффективная программа тренировок в тренажерном зале
- Улетные упражнения со скакалкой – твоя программа тренировок для похудения
- Кардиотренировки для сжигания жира и укрепления здоровья
- Тренировка для развития равновесия при обучении передвижению на лыжероллерах
- Виды физических нагрузок в спорте Упражнения средней аэробной мощности
- Нападение в волейболе обучение
- Биатлон чемпионат мира расписание