Федор Смолов: «Прозвучит громко, но Руни уже не тот. Федор Смолов: меня закалила травля, когда я долго не мог забить. «С огромным удовольствием уеду в Европу»


17 лучших интервью «Чемпионата» в 2017 году

Лучшие интервью 2017 года: Промес, Смолов, Дзагоев, Каррера, Гончаренко, Кокорин и, конечно, экс-водитель автобуса «Спартака».

1.

– Я был популярен в школе. Мне казалось, что я лучший в футболе. Зачем мне ходить в школу, если у меня всё есть? Когда «Аякс» меня выгнал, то наступила реальность. Я оказался на улице. Без денег, без мечты. Пришлось изменить свои привычки, начать слышать людей, учиться у них. Без «Аякса» мне потребовалось заново искать путь наверх. Моей ключевой ошибкой была уверенность в том, что я звезда. Очевидно, что таковым я был лишь в своём воображении.

Промес: полиция видела интервью с Глушаковым?!

Откровенное интервью с Промесом – как он бросил алкоголь, советовался с Хиддинком и парился в бане с Глушаковым.

2. Юрий Перескоков

– Бесков тогда был на взводе, безумно переживал из-за поражений. Значит, выходит из купе, а там компания футболистов тоже немного “приняла на грудь”. Слово за слово, и Бесков как следует высказал Романцеву. А Олег Иванович – человек прямой, ответил. В общем, нашла коса на камень. С тех пор дни Романцева-игрока в “Спартаке” были сочтены. В том самом поезде Бесков показал ему “красную карточку”. На следующей неделе я услышал, что Романцева в «Спартаке» больше не будет. Вот тогда-то Олег Иванович и начал тренерскую карьеру

«Бромантан в «Спартаке» выводили шампанским»

Тренер вратарей «Уфы» Юрий Перескоков с массой ярких историй о настоящем Романцеве, хитром Скале, жёстком Гончаренко и талантливом Лунёве.

3.

– Завели в какую-то комнатку. Генерал сидит, Бесков, Дерюгин, председатель ЦС «Динамо», и Яшин. Константин Иванович говорит: «Страшно ты меня своим отказом обидел. А сейчас, боец, давай свой военный билет и езжай в Лефортово. Ты же теперь в МВД, а МВД – наши войска». Принял меня какой-то военачальник с большой звездой. Спросил, в каком звании состою. «Рядовой», - отвечаю. А он: «Лейтенанта хватит?». Так и попал в «Динамо».

«Подарил дочке Библию, а покрестить не успел…» Линия жизни Олега Долматова

Известному футболисту и тренеру исполняется 70 лет.

4. Андрей Шрамко (спортивный фотограф)

– Фото с Жоаозиньо сделано за день до того, как Жо выдали паспорт РФ. Это был матч Лиги Европы в Албании, где на одном из баннеров была водка «Русский лёд». Я заметил надпись примерно на пятой минуте игры. Реклама появлялась где-то раз в 10 минут. Лишь на 80-й минуте поймал кадр.

«Смолова не поймать с нормальным лицом». Самый крутой клубный фотограф РФПЛ

Интервью с человеком, который видит футбол не как все. Фотограф Андрей Шрамко – про гримасы Смолова, ад во 2-й лиге и тысячу кадров за матч.

5. Заза Джанашия

– Это сейчас футболист на стадион может приехать на машине, а нас за три дня до матчей на базе закрывали. Мы вкалывали там как лошади и мечтали хорошо сыграть, чтобы одну ночь после этого нормально отдохнуть. Но так как на «бухачи» ходили вместе с Семиным, то проблем и конфликтов не было. Мы чувствовали свободу, но на самом деле были под контролем. То есть ты мог делать на выходных, что хочешь, но если приходил на тренировку с похмелья или с лишним весом, то попадал на штраф - 100 баксов за килограмм.

Джанашия: какая Европа?! Если бы не Россия, грузины уже стали бы турками

Заза – о победах и «бухачах» в «Локо», методе похудении на собачьем мясе в Корее, судьях, помогавших «Спартаку», о взаимной любви с Россией.

6. Ари

– У меня на глазах человек превысил скорость, и машины столкнулись. Жесть! Я дико испугался. Я сразу дёрнулся, побежал к столкнувшимся машинам. Был дым, и мог произойти взрыв. Мы помогли выбраться женщине. Странно, что другие просто стояли на своих местах, смотрели, ждали полицию, пока мы с Фарфаном, физиотерапевтом и водителем помогали пострадавшим. Я слежу за новостями. Надеюсь, что все поправятся насколько это возможно. Переживаю, особенно за ту женщину – она была беременна.

Ари: люди просто смотрели, как мы спасаем пострадавших из дымящейся машины

Ари рассказал, как стал свидетелем ДТП на трассе М-2 «Крым» и вместе с Фарфаном помогал пострадавшим выбраться из машины.

7.

– После одного выездного матча киевлян я оказался в частном самолёте Григория Суркиса. Команда полетела отдельно, а Лобановский к нам присоединился. В салоне обвёл взглядом попутчиков – три-четыре человека, все непьющие – и так многозначительно на меня посмотрел, что я всё понял: «Сочту за честь, Валерий Васильевич». Казалось бы, сколько там от Запорожья до Киева лететь – минут 35, наверное. Меня из самолёта выносили, а Васильич словно и не пил вовсе.

«После коньячка с Лобановским​ меня выносили из самолёта». Секреты агента

Море увлекательных историй – о Лобановском и Фергюсоне, Венгере и Сёмине, Аршавине и даже бен Ладене – от «агента 001» Шандора Варги.

8.

– Васин рассказал, как в перерыве матча с «Зенитом» я бросал бутылку с водой? Вообще-то, такие вещи должны оставаться в раздевалке. Много разного происходит… Васин многие моменты ещё в «Уфе» запомнил, а в Филиппенко я чем только не кидался, но он на меня не обижается. Поверьте, я ничего не делаю искусственно, иначе команда сразу это почувствует.

Гончаренко: на тренировке могу дать паузу Дзагоеву, Игнашевичу - никогда

Главный тренер ЦСКА в первом большом интервью после окончания сезона - о знакомстве со Слуцким, мотивации Васина и силе Игнашевича.

9. Валентин Терентьев (экс-водитель автобуса «Спартака»)

– Мы улетали на Кубок во Владивосток с «Лучом». Посчитались - оказалось, что нет Джано. Минут 20 искали его по Тарасовке, но так и не нашли – он где-то в туалете спрятался, не хотел лететь. Карпин очень сердит был. Другая история более каверзная. Боккетти перед самым отъездом предупредил, что идёт в туалет. И исчез. Пошли по коридорам и слышим крик. Оказывается, дверь заклинило. Хорошо, у нас мастер Коля есть на базе - пришёл, высвободил. Минут на 15 в итоге задержались.

«Пусть своих итальянцев за баранку сажает». Кого ещё убрал Каррера

Дмитрий Егоров поговорил с водителем автобуса «Спартака», который был уволен после 12 лет работы в клубе. Просто не понравился Каррере.

10.

– Жизнь футболиста настолько системна, что в ней нечасто происходят какие-то суперзначимые события. Например, можно считать экстримом, что я пошёл на трёхкратное понижение зарплаты, чтобы уехать в «Урал»? Я знал, что у меня заканчивается контракт с «Динамо». Понимал: если сейчас не проявлю себя, то ни «Динамо» и никто другой из Премьер-Лиги меня не возьмёт, я опущусь в ФНЛ. В том числе и это мотивировало доказать, что я неплохой футболист.

Смолов: загляну в будущее и скажу - наша сборная дерзкая!

Большое и откровенное интервью с Фёдором Смоловым о сборной и Кубке конфедераций, «Спартаке» и «Краснодаре», жизни и судьбе.

11. Михаил Вартапетов

– Запомнился один несчастный случай, совершенно нелепый и дикий. К нам поступил вызов: в канализационный люк упал рабочий. Приезжаем, открываем, а там – трое. Сидят в совершенно естественных позах, как будто на минуточку задумались. Все мертвы. Оказалось, один рабочий залез чинить коммуникации, и произошла утечка жидкого азота. Он банально замёрз – остановилось дыхание. Второй полез следом – и тоже погиб. А затем и третий. Нашим первым желанием было спуститься вниз. Счастье, что интуиция подсказала этого не делать. Иначе трупов было бы не три, а вдвое больше.

«А в канализации трое сидят. Мёртвые…» Линия жизни главврача «Спартака»

В «прошлой жизни», до футбола, врач «Спартака» Михаил Вартапетов спасал жертв катастроф и терактов. Почитайте – страшно… и интересно.

12.

– Честно говоря, не ожидал, что «месседж» вызовет такой ажиотаж. Мы ни к кому не обращались, не хотели кого-то задеть. В конце прошлого сезоны мы договорились, что будем так праздновать голы. Только мы с Артёмом и Кержом (Александром Кержаковым. - Прим. «Чемпионата») знаем, что это означает. Это наш секрет, за которым не таится ничего сверхъестественного. А люди начали писать что-то, даже не разузнав, что к чему. Попытались нас столкнуть лбами.

Кокорин: встретимся с Черчесовым - вместе посмеёмся над ситуацией

Искреннее интервью нападающего «Зенита» - о «месседже», капитанской повязке, общении с Дзюбой и переходе в лондонский «Арсенал».

13. Алан и Зарема Дзагоевы

Зарема: Мы пригласили 1200 человек, накрыли стол на 1400, а в итоге было 2500 гостей! И все они даже не на свадьбу пришли, а к Аланчику. Всем он был нужен - сфотографироваться, пообщаться. Алан в итоге не выдержал такого скопления людей и вскоре уехал. Ко мне подошёл Володя Габулов: «Зарема, я тебе кое-что скажу, ты только не нервничай. Алан уехал». Я даже не удивилась, отвечаю: «Позвони ему и скажи, чтобы не возвращался». Мы сейчас пересматриваем свадебный диск и не можем узнать никого из гостей. Наши операторы, кстати, буквально по столам ходили, чтобы хоть что-то снять.

«Сделал предложение и улетел побеждать «Интер». Репортаж из дома Дзагоевых

В своём загородном доме Алан Дзагоев и его супруга Зарема рассказали об истории знакомства, свадьбе в Осетии и увлечениях футболиста.

14.

– Расстроила глупость о том, что я уволил водителя автобуса. (Обращается к Дмитрию Егорову: «Ты это писал?») Вот перед нами человек, который создаёт шумиху! Знаешь, как я узнал об этой истории? Был на базе, мне позвонил переводчик, который услышал новость по радио, и спросил, действительно ли я уволил водителя. Спрашиваю: «Кого, Юру?». Это мой личный водитель. «Нет, водителя автобуса», - отвечает переводчик. А я сам узнаю эту информацию от него, понимаешь? В прошлом году была и другая история. Я дал игрокам свои рекомендации по питанию. Какие-то блюда не рекомендовал есть, потому что вредно. После этого люди шли к доктору и слышали: «Я бы тебе разрешил, но тренер не хочет». Есть выдумка, будто я уволил доктора Лю. Ко мне подходил доктор Вартапетов, мы общались на эту тему. Единственное, что я ему ответил: «Делайте, как считаете правильным». Лю не выгнали, а предложили приезжать по необходимости. Предполагаю, что он не принял эти условия. Но разве я виноват? Разве я его уволил?

Нападающий «Краснодара» и сборной России Федор Смолов рассказал в интервью Юрию Дудю, на что он готов после победы на чемпионате мира, за какие деньги собирается играть в мадридском «Реале».

Федор Смолов / Фото: Gillette

Расскажи, как выглядит выходной футболиста? Во сколько ты встаешь? Что ты делаешь? Чем ты завтракаешь? Что ты пьешь? Это очень интересно.

Встаю я в выходной максимально поздно, потому что после матча из-за большого количества адреналина, всех эмоций, очень тяжело заснуть. И даже когда ты ложишься, начинаешь прокручивать все моменты, которые происходили во время игры и анализировать, что ты сделал не так, что сделал так, поэтому засыпаешь в районе 5-6 утра, если нет тренировки, то у тебя есть возможность выспаться и ты спишь часов до 2-3.

А дальше стараешься провести по максимуму день дома, потому что выходных не так много, особенно в графике, когда ты играешь 2 турнира и у тебя по 2 матча в неделю. У тебя на самом деле день сурка, потому что каждый день одно и то же – ты просыпаешься в одно и тоже время, едешь на базу, проводишь там время, возвращаешься домой, потом тебе нужно лечь пораньше, потому что с утра опять тренировка. И выходной может быть раз в полтора месяца.

А что делают люди до 6 утра, если они не спят? Ты читаешь Льва Толстого? Ты смотришь программу «Давай Поженимся» в YouTube? То есть что можно делать до 6 утра?

На самом деле я играю на приставке и смотрю НХЛ, потому что из-за разницы часовых поясов они играют как раз ночью.

- Какая твоя любимая команда, напомни?

- «Чикаго». Потому что они выиграли Кубок Стэнли в 2010 году, там был Патрик Кейн и Джонатан Тэйвз, они были молодые тогда. Мне всегда нравилось, когда ведущие роли в командах играют молодые ребята.

Федя, мы увидели жеребьевку. Ты согласен, что это самая слабая группа среди всех, которые сложились на чемпионате мира?

С группой нам повезло, это правда. Потому что нам могли попасться гораздо более сильные соперники, и нам было бы гораздо труднее. Но как показывает практика, не бывает проходных и легких матчей на чемпионате мира, потому что есть страны, которые попали на чемпионат мира впервые за 28 лет, поэтому у многих футболистов это единственная возможность играть на чемпионате мира за всю карьеру. Конечно, они будут стараться показать свой максимум. Плюс, конечно, на нас будет груз ответственности из-за того, что мы играем дома.

Был ли какой-то шарик, с каким-то номером, который ты хотел увидеть у себя? Кого ты хотел и очевидно не увидел в нашей группе?

Панаму или Коста-Рику, например. С сильными лучше сыграть уже в плей-офф. Потому что в группе есть определенная стратегия, состав ратируют, исходя из соперника. А плей-офф – это один конкретный матч, а в одном матче любая команда может обыграть любую команду, поэтому там уже будет интересно. А здесь из группы нужно постараться просто выйти.

Сейчас еженедельник «Футбол» проводит голосование за лучшего футболиста России, и, насколько я слышал, там среди претендентов на победу в том числе и ты. Назови свою тройку лучших футболистов России 2017 года. Напомню, в этом голосовании могут принимать участие игроки не только с российским паспортом, но и легионеры, которые играют на территории России. 3 человека.

1. Фернандо, потому что сейчас «Спартак» в хорошей форме, возвращается в борьбу за тройку, и бросается в глаза, как команда зависит от его игры.

2. Александр Головин из ЦСКА.

3. Квинси Промес.

Я объясню почему. Мы же берем 17-й год, а заключительная часть чемпионата России была весной, но почему-то сейчас все смотрят на текущий чемпионат, а про тот забывают, хотя там было полгода. Был Кубок конфедераций. Поэтому такая у меня таблица.

Ты один из самых погруженных в рэп-культуру русских футболистов. Три лучших рэпера в России прямо сейчас по версии Федора Смолова, человека, который истязает свой айфон этой музыкой?

ATL, Pharaoh и L’One.

- Как часто вы бреетесь, Федор?

У спортсменов есть ритуалы, приметы - перед игрой нельзя бриться, во время плей-офф они вообще не бреются. У меня тоже был определенный ритуал, но вот ввиду моего партнерства с Gillette от этого ритуала я отказался. Теперь я бреюсь 2 раза в неделю. Но у меня не так быстро растут волосы.

Федор Смолов / Фото: © Gillette

- Видел ли ты когда-нибудь несуеверных футболистов?

Наверное, Саша Кокорин. Он вообще не беспокоится об этом, и это большой плюс.

Раз мы заговорили про чемпионат мира и бритье, то можете ли вы пообещать, если вы победите на этом турнире, побреетесь наголо?

Это возможно. Если это в принципе осуществимо, то да, я готов 100%.

- Две недели назад мы читали то, что «Вест Хэм» интересуется Смоловым. Насколько это правда?

Это правда. Они уже прислали предложение в клуб, с конкретной суммой, готовы даже, насколько я знаю, увеличить еще. Мне звонили, но у меня чемпионат продолжается. Я думаю над предложением. На самом деле тут много нюансов – английский чемпионат наиболее интенсивный, наиболее сложный, «Вест Хэм» сейчас идет внизу турнирной таблицы, я смотрел их недавнюю игру с «Манчестер Сити», они всей командой обороняются в штрафной. Я понимаю, что это не совсем мой стиль игры.

Федор Смолов и Юрий Дудь / Фото: © Gillette

Вторая новость. Мадридский «Реал» и Федор Смолов, попавший в шорт-лист этого самого «Реала». Сколько в этом правды?

На самом деле, в шорт-лист мадридского «Реала» первый раз я попал в 18 лет, когда играл за юношескую сборную на чемпионате Европы, там был скаут. И я знаю еще с того времени, что тех футболистов, фамилии которых они записывают, ведут потом всю карьеру. Фамилия была записана, и вот сейчас из-за последнего товарищеского матча против Испании или работы моего менеджера, эта информация появилась вновь. Я могу сказать, что если действительно будет такая возможность, то я готов бесплатно в «Реале» играть. То есть подписать контракт, чтобы даже платить ничего не нужно.

Отметим также, что Федор Смолов стал послом Gillette. Gillette сотрудничает с такими звездами мирового футбола, как Томас Мюллер, Антуан Гризман и Неймар, а также с футбольным клубом «Барселона».

"ЕЕЕЕ, БОЙ"

В конце августа вы в своем Инстаграме процитировали Гнойного из его рэп-баттла с Оксимироном. Прошло уже довольно много времени, но вы так и не рассказали, что все это значит.

Да ничего не значит. Просто мне понравилась эта фраза. Все тогда обсуждали этот резонансный баттл.

Но ведь это произошло на самом финише трансферного окна, когда было непонятно, перейдете вы в или останетесь в "Краснодаре". К кому обращались в том посте?

Это вообще не было связано с закрытием трансферного окна. Наверное, кому-то все-таки тот пост посвящался, но это личная история.

- Вы полностью смотрели тот баттл?

- В прямом эфире?

Нет, на баттле я не был вживую ни разу, посмотрел на YouTube. Меня приглашали на баттл в Краснодаре, но я не смог. В этот день мы как раз играли с "Зенитом". В следующий раз, может быть, и схожу.

- Если бы решение зависело от вас, кто бы выиграл?

Очевидно, что Гнойный. Мне кажется, Окси немного самолюбованием занимался. Имею в виду все эти фразы "Я готов пожертвовать третьим раундом, расскажу о книгах". То есть он посчитал, что настолько крут, что даже это сейчас прокатит. Бесспорно, он образованный парень, хорошо рифмует красивые четверостишья. Но не стоит забывать, что это все-таки рэп-баттл. Он не должен рекламировать только себя, перед ним стояла другая задача.

- Какая?

Как-то "опустить" оппонента за счет рифм и так далее. А Окси за два раунда особо этого и не сделал.

- Что еще запомнилось, какие фразы?

Из последнего - постоянно повторяю "ееее, бой". Это уже из баттла Obe 1 Kanobe (с Гарри Топором). Вот этот парень вообще забавный (смеется) . Это фишка Obe 1 Kanobe, он все время так говорил: "Ееее, бой". На самом деле забавный чувак.

- Следите сейчас за карьерой другого рэпера - Фараона?

Послушал его последний альбом. Довольно достойный. У меня есть товарищ - хоккеист . Он все фанател от Фараона и посоветовал мне ознакомиться с творчеством. Поначалу не очень нравилось, а последний альбом "зацепил". То есть он такой в современном стиле, близок к американскому направлению.

- О чем думаете, когда сейчас Богдана Титомира приглашают на эфиры и он начинает исполнять свой рэп?

Даже не знаю. Мне кажется, это и рэпом-то назвать нельзя.

- Старомодный?

Ну да. Наверное. Это уже сейчас совсем не актуально.

Почему рэп-культура сейчас так востребована среди российских футболистов? Это чисто дань моде или ребята начали разбираться в текстах, и их это "цепляет"?

Не уверен, что стали разбираться в текстах. Для этого нужно знать английский, причем урбанистическую версию слэнга. А ее даже я не понимаю. И поэтому захожу в интернет, чтобы уяснить для себя значение слова, фразы и так далее. За этим нужно следить. Что касается русского рэпа, то я его не часто слушаю .

- А для вас важен именно текст песни?

Да. По большому счету я рэп не могу назвать музыкой. Это просто речитатив и бит, который можно сделать на компьютере. Не требуется музыкального образования. Я больше уважаю рок-музыкантов, которых слушал в детстве и юности. Они вложили много сил, шли на какие-то жертвы. Но тем не менее нужно признать, что рэп сейчас очень популярен.

- Вы сами когда-нибудь сочиняли рэпчик?

Стихи, поэзия - это вообще не мое.

- Как вам в школе давались стихи, долго ли вы их помнили?

В принципе неделю, а порой даже месяц стихи в голове держались. Я довольно быстро запоминал слова.

- А сейчас можете что-то воспроизвести?

Давайте попробуем. (Пауза)

- Может быть, что-то из Пушкина?

Да. "Пора, брат, пора, туда, где за тучей белеет гора".

ЧИТАЮ КНИГУ Джаннет УОЛЛС "ЗАМОК ИЗ СТЕКЛА"

- Один наш коллега встретил вас в театре и потом рассказывал, что на вас была красивая тельняшка. Что за тема?

Это был все же не классический театр. Я пошел на современную постановку-оперу "Променад". Кстати, сомневался, стоит ли идти в тельняшке. Но потом я обратил внимание, что в основном люди были в сasual. Если же пойду в Большой театр, скорее всего, облачусь в смокинг.

Перед чемпионатом мира-2002 сборную России повели как раз в Большой театр на оперу, и кто-то из парней ушел после первого акта, кто-то заснул... А выдержите ли два акта?

Да. Даже если мне не понравится опера, досмотрю ее до конца из уважения к актерам. Мне не очень приятно, когда болельщики встают и покидают трибуны в середине игры. Поэтому и досижу до конца.

- Поймете, что поют на сцене?

Предварительно найду информацию об этой опере в интернете, почитаю, попытаюсь разобраться. А уже находясь в театре, постараюсь максимально вовлечь себя в происходящее на сцене.

- Сколько раз в году вы бываете в театре?

На самом деле не так часто, как хотелось бы. Никак не могу попасть в Большой.

- Почему?

Когда выбираюсь на выходных в Москву, в Большом театре ничего путного для меня нет.

- В смысле?

Например, в Большом театре может пройти концерт с участием военного оркестра. Что-то в этом роде. Я не говорю, что это плохо. Просто мне неинтересно, и я туда не пойду.

- А если отправиться в другое место?

Хочу пойти в Театр Вахтангова на постановку "Старик и море". Как раз недавно прочитал Хемингуэя. Надеюсь, смогу попасть на спектакль.

- "Старик и море" - последнее, что вы прочитали?

Да. Сейчас читаю другую книгу.

- Какую, если не секрет?

- Почему выбрали эту книгу?

Зашел в книжный, никто мне не советовал. Положился, скажем так, на вывеску. 250 недель эта книга находилась на первом месте в списке бестселлеров. Повелся на рекламу.

- А вы в книжном обычно идете сразу к полке, где выкладывают хиты продаж?

Нет, все же чаще всего захожу уже с конкретной целью. И параллельно могу купить вторую книгу как раз из списка бестселлеров.

Вы профинансировали в Саратове проект "Порталы истории". Какой период советской истории вы считаете самым главным в жизни страны? И кто из руководителей советской эпохи - Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Горбачев - наиболее интересен для вас?

Непростой вопрос. Попробую ответить дипломатично. Наверное, не совсем верно представлять, что кто-то из вышеназванных руководителей сейчас может стоять у руля государства. А профинансировал проект потому, что это малая родина родителей. Они там живут. Мама периодически присылает видео и фото, как люди ходят на экскурсии. Она гордится, и я понимаю, что сделал все правильно.

КАК СМОЛОВ ПОДРУЖИЛСЯ С ЛАВИНОЙ
По восточному календарю 2018-й - год Собаки. Поэтому новогодняя фотосессия лучшего бомбардира двух последних чемпионатов России посвящена его общению с очаровательным созданием - щенком алабая по кличке Лавина. Материал о том, как это было, - в рождественском выпуске "СЭ" (покупайте 26 декабря).

МЫ НЕ ЯВЛЯЕМСЯ ФУТБОЛЬНОЙ СУПЕРДЕРЖАВОЙ

- Самый странный футболист, с которым вы когда-либо сталкивались?

Так... Надо подумать.

Да нет, он не странный, нормальный. Явных странностей у кого-то не припомню. Но вот, например, очень сильно изменился.

- Как?

Когда я был в , он был компанейский парень, веселился. А сейчас он вообще не разговаривает! От него просто слова не услышишь. Я не говорю, что это плохо, просто Саша поменялся. Еще в Екатеринбурге следил за биржей, за Forex. Про него еще шутили, что он с удочкой сидит, ловит плавающий курс (смеется) .

- Самый странный вопрос, который вам когда-либо задавали на футбольном поле - игроки, тренеры или судьи?

Из последнего - в есть такой темнокожий здоровый защитник. . Весной мы играли в Перми. И вот он с первой же минуты начал меня задевать, толкать, тянуть. Я у него спросил: "Чувак, что тебе от меня надо? Ты можешь нормально пробежать мимо меня, не задевая"? Он достаточно неплохо говорит по-русски, ответил: "А что, тебя теперь и трогать нельзя?"

- Вас впервые в карьере вот так провоцировали?

Да. Раньше такого не было, чтобы меня все время пытались вывести из себя. Ему нужно влево побежать, он берет меня сперва отталкивает, а потом только ускоряется.

- Как реагировали?

Ответил: "Тебе надо, ты и беги!"

- Самый странный вопрос о русском футболе, который вам по-прежнему не дает покоя?

Наверное, вопрос о результатах сборной. Почему мы ничего не выигрываем? Я не до конца понимаю логику людей.

- Почему?

Если быть объективным, мы не являемся футбольной супердержавой. Да это касается и не только футбола. Даже в том же хоккее не могу сказать, что мы прям сейчас топ!

- А вам не кажется это все-таки какой-то отговоркой?

- Но ведь перед глазами стоит пример , которая "выстрелила" на Евро-2016.

А чего они добились? Выиграли что-то?

- Нет, но вышли из группы и дошли до четвертьфинала.

Дело в том, что они находятся в Евросоюзе, у них европейские паспорта. Они не являются легионерами, понимаете? У них слабый чемпионат, поэтому практически все уезжают в ведущие чемпионаты. Для них это не проблема - прилететь в европейскую страну и устроиться на работу. На это почему-то никто не смотрит, и все говорят, что россияне в Европе особо никому не нужны.

- А это не так?

При прочих равных кого будут приобретать, например, испанские клубы, где могут играть два легионера не из стран ЕС? Молодого африканца, южноамериканца за 400 тысяч евро, из-за потери которого они не особо расстроятся, или россиянина где-то за 4 - 5 миллионов евро? Вот вам, собственно, и ответ на вопрос.

- Поэтому и не уезжаем?

При прочих равных у нас нет возможности туда попасть даже в довольно юном возрасте. Ты же будешь там сразу считаться легионером... То есть нужно уезжать в 7 лет с родителями. Тогда тебе, как тому же , дадут второе гражданство, и ты будешь там заниматься в местной футбольной академии.

ЛУЧШЕ ПРОМОЛЧАТЬ, ЧЕМ СКАЗАТЬ ПЛОХОЕ ПРО КОЛЛЕГ

Какой-то замкнутый круг, не находите? У нас почти никто сейчас не играет в Европе, и поэтому мы не "выстрелим" на домашнем чемпионате мира?

Нет. Домашний чемпионат мира - это совершенно другая история. Конечно, мы "выстрелим"! Даже не сомневайтесь! Просто всей стране нужно объединиться. А не так: я не пойду на стадион, чего за них болеть, ведь они проиграют?! Такие настроения в обществе все равно передаются команде. Считаю, всем надо сплотиться вокруг национальной команды. После Евро-2016 я понял одну вещь: такое количество негатива не проходит для людей бесследно. Все это влияет либо на здоровье, либо еще на что-то... Мысли материальны. Если ты вкладываешь в свои слова реальный гнев, это бьет по энергетике людей.

- Это возвращается тем, кто критикует?

Сначала достается тем, кого критикуют. А потом, конечно, возвращается к источнику гнева.

- У вас есть предположение, почему самыми жесткими критиками сборной являются сами бывшие футболисты?

Странная ситуация.

А вы можете представить, что уже в предпенсионном возрасте будете "прикладывать" в интервью наших футболистов?

Я думал об этом, моделировал ситуацию. Сейчас я дал себе зарок, что точно никогда не буду никого ругать, критиковать в СМИ. Лучше вообще промолчать, чем сказать что-то плохое про коллег. Может быть, с возрастом в сознании что-то переворачивается? Мне кажется, нынешние критики, когда еще сами играли, поклялись бы вам, что в будущем никого не будут "прикладывать".

- Ко мнению какого футбольного эксперта вы прислушиваетесь?

Я слежу за тем, кто что говорит. Вот Роман Широков, на мой взгляд, рассуждают по делу довольно адекватно.

- Может быть, они не хотят вас критиковать, потому что еще поиграли с вами и им неудобно вас ругать?

Возможно, и так. Того же в какой-то степени можно понять. Он сам прекрасно осознает, что интересен публике до тех пор, пока продолжает ворчать, всех ругать. Допускаю, что иногда он говорит то, с чем сам внутренне не согласен. Но ему приходится мириться с тем, что такое поведение в эфире приносит ему заработок.

- А что скажете о Карпине?

Слышал его комментарий во время . Мне не совсем понятно, когда люди говорят: "Вот они обыграли , что тут такого"? То есть что бы мы ни сделали - все не так... Проиграли - плохо. Победили - да мы сами бы могли их обыграть! Что нам нужно тогда сделать, чтобы нами были довольны?! Может быть, пригласить на поле экспертов вместо нас? Пусть они и сыграют! Будет лучше? Я не уверен.

С ТОП-СБОРНОЙ ЛУЧШЕ СЫГРАТЬ В ПЛЕЙ-ОФФ

Перед Кубком конфедераций вы сказали, что в будущем хотели бы видеть дерзкую сборную России. Какой предстала команда на самом турнире?

Сборная пыталась быть дерзкой. Но сказалась нехватка опыта выступлений на таком турнире у многих молодых ребят. Уверен, в будущем будет дерзкая команда. Я не просто так тогда это сказал.

- Как вам наши соперники по группе чемпионата мира?

С группой нам повезло, это правда (России достались , и . - Прим. "СЭ" ). Потому что нам могли попасться гораздо более сильные соперники и нам было бы гораздо труднее. Но, как показывает практика, не бывает проходных и легких матчей на чемпионате мира, потому что есть страны, и на ЧМ-2018 они тоже будут, которые попали на такой турнир впервые за 28 лет. И поэтому у многих футболистов это единственная возможность сыграть на чемпионате мира за всю свою карьеру. Естественно, они будут стараться показать свой максимум. Плюс, конечно, груз ответственности из-за того, что мы выступаем дома.

- Неужели не хочется встретиться с топовой сборной?

Хочется. Но лучше это сделать уже в плей-офф.

- А если бы все же попали с ними в один квартет, был бы серьезный риск не выйти из группы?

А смысл думать о том, что мы можем проиграть? Ты едешь на серьезнейший турнир, и у тебя есть реальная возможность все решить в свою пользу.

- Где вы были в тот день, когда сборная России победила голландцев на Евро-2008?

На сборах. Кажется, в Австрии.

- Как праздновали?

Посмотрел матч и лег спать - сборы все-таки. Но люди писали, что творилось в Москве, как народ радовался. Конечно, хотелось оказаться в той сборной (улыбается) . Хочется повторить такое же с нынешней сборной.

Когда вы выходите играть на "Арену Краснодар", часто задаете себе вопрос, почему этот город не примет матчи чемпионата мира?

У меня возникает диссонанс. Как такой стадион может находиться в таком городе? (Улыбается.) Конечно, мне обидно. Настолько крутой стадион! Сейчас для жителей Краснодара пойти на футбол - это действительно событие. Они ждут выходных, чтобы посетить арену. Большое спасибо за проделанную работу. Мне посчастливилось сыграть на этом стадионе не один раз в сезоне, находиться в этой команде. Плюс сейчас открылся суперсовременный парк рядом со стадионом. Показательно, что сказал Роберто Манчини о нашем стадионе! А еще, когда играли с , помощником был тренер, с которым я работал еще в "Фейеноорде". И мы с ним немного пообщались. Так вот, он сказал, что это самый лучший стадион, который когда-либо видел.

- А вы видели круче?

Я - нет. Есть более вместительные стадионы. Например, у арена полностью заполняется. Поэтому и возникает такой потрясающий эффект во время матчей, создается неповторимая атмосфера. Игроки получают сумасшедший адреналин. Но вот по технологиям, архитектуре, внешним признакам стадион "Краснодар" стоит, на мой взгляд, выше.

Сергей Щербаков (2003) и Андрей Аршавин (2006) признавались лучшими игроками, представляя не получившие медалей команды.

ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ-2016 ПО ОПРОСУ "СЭ", РФС И РФПЛ

Тем самым став первым победителем Приза лучшему футболисту календарного года, учрежденного "СЭ", РФС и РФПЛ. Нападающий "Краснодара" набрал 245 баллов и опередил ближайшего преследователя - - на 92 очка.

Уверен, что знаешь будущего чемпиона? .

Смолов: надо забить 50 голов, чтобы стать Суперменом

Фёдор Смолов в редакции “Чемпионата” ответил на вопросы читателей и журналистов в рамках видеочата.

Полная видеоверсия интервью с Фёдором Смоловым

“Всерьёз рассматривал вариант с ЦСКА”

В 2015 году превратился из героя интернет-мемов в одного из лучших футболистов страны. И это совсем не сарказм. Потому мы решили, что Смолов – отличный кандидат для почётной миссии. Фёдор стал первым футболистом, принявшим участие в онлайн-видеочате, который в прямом эфире могли увидеть все подписчики группы «Чемпионат» в «ВКонтакте». Разумеется, дело не только в самом факте, но и в искренних, ярких ответах форварда. Кстати, для начала Смолов получил приз. Тоже исключительно престижный.

– Фёдор, поздравляем. Вы стали лучшим игроком РФПЛ в ноябре-декабре 2015 года. Это для вас первая личная награда?
– Наверное, да. Приятно её выиграть. Спасибо партнёрам. Без них я бы не получил эту награду.

– Наш читатель Сергей Королёв задаёт вопрос: «За последний год так резко прибавили только вы и Дзюба. С Артёмом всё понятно. А за счёт чего вы этого добились?»
– Спасибо Александру Фёдоровичу Тарханову. Он в «Урале» позволил мне на поле делать то, что я считаю нужным,

ни в чём не ограничивал. Плюс состоялся переход в «Краснодар», где собраны футболисты очень высокого уровня. Игра получается у всей команды, и спасибо Господу, что я являюсь её частью.

- Сейчас, у нового поколения условия для развития в разы лучше, чем у вашего. Согласны?
- Да, на 100 процентов. Главная наша проблема – детские школы. Нет нормальных условий для тренировок. Я в Саратове играл в кедах, травы на поле не было вообще. Пробегаешь – на тебе сразу столб пыли, даже на зубах она оставалась. Спасибо Галицкому, что сейчас в Краснодаре он создал потрясающую академию.

Знаю, что у ребят там забирают телефоны, только на три часа вечером выдают. Внимательно следят, чтобы ничего не отвлекало от футбола.

- А за игроками основной команды тоже следят?
- Между прочим, да. В “Краснодаре” очень строго относятся к восстановлению. У тебя на шкафчике висит список процедур, которые ты обязан пройти. И только после этого можно уехать с базы.

Серьёзно, иначе не выпустят. Ворота закрывают – и всё. Открывают только с разрешения доктора. Мне один раз очень нужно было срочно уехать. Я попросил Хашига, он отпустил, хотя был сильно недоволен. “Это в первый и последний раз”, - предупредил гендиректор.

- Галицкий какое впечатление производит?
- Очень воспитанный, добрый человек, безумно любящий клуб. Следит за всеми мелочами – у нас вот тренировки записывают на видео. Так он их смотрит в режиме live! Когда прилетает на базу, может поговорить с кем угодно на очень глубинные футбольные темы. Общими фразами не отделывается.

Синицын рассказывал, что спорил с Галицким, как правильнее отбивать пенальти: гадать или реагировать на удар. У вас были подобные разговоры?
- Да. Мы с Галицким дискутировали на тему роли форварда при прострелах с фланга. Сергей Николаевич считает, что в такой ситуации незабитый мяч – вина нападающего. Я говорил в формате “да, но”… “У нас взаимозаменяемость, в вершине треугольника могу оказаться не я” и так далее. Только вот переспорить Галицкого невозможно (смеётся) .

– Осведомлённый читатель Алексей спрашивает: «Правда, что вы ходили к магу или шаману для преодоления безголевой полосы?»
– Нет, это неправда.

– И ещё один вопрос на эту же тему. Правда ли, что Виктория Лопырёва перезапустила вашу карьеру футболиста?
– Я считаю, что это скорее стечение обстоятельств. Мой подъём в игре пришёлся как раз на тот момент, когда у нас закончились отношения. Тут нет каких-то причин. Просто так получилось.

– Ваня Федоренко спрашивает: «Почему вы выбрали именно «Краснодар»?
– Я уже говорил, что считаю «Краснодар» российской «Барселоной». Мне импонирует и игра команды, и политика клуба, и как президент относится к делу, и вообще как выстроена работа. Если все российские клубы будут к этому стремиться, то наш чемпионат станет лучше.

– Александр Новохатский интересуется: «Как вы отреагировали на слова генерального директора ЦСКА Романа Бабаева о том, что в стане «армейцев» сидели бы в запасе?»
– Ему виднее. Это оценочное суждение сослагательного наклонения. Никто не знает, что могло произойти. Если он так считает – пожалуйста. Я рад, что оказался в «Краснодаре».

– Вы всерьёз рассматривали вариант с ЦСКА?
– Да.

– С кем-то советовались?
– Да, с родителями и агентами. Просто не смогли договориться с ЦСКА, и я оказался в «Краснодаре». Ни о чём не жалею.

«Приехал на сборы, бутс не оказалось»

– Степан Захаров спрашивает: «В чём тренерская фишка Олега Кононова?»
– Всё видно по игре. Олег Георгиевич просит нас играть на атаку. Плюс очень большой акцент сделан на комбинационный футбол.

– Читатель Аркаим обладает какой-то информацией.
– Инсайдерской?

– Видимо. Вопрос из Екатеринбурга: «У вас в Краснодаре перестали пропадать бутсы?».
– В Екатеринбурге было дело, что бутсы пропали. В Краснодаре пока всё в порядке, все при мне.

– А что случилось в Екатеринбурге?
– В «Урале» не было конкретного человека, который отвечает за бутсы. Их складывали в специальный ящик, который возил администратор. Мы его премировали. Я точно помню, что клал бутсы в ящик. Администратор обещал всё проконтролировать. Говорил, что ящик не откроет во время отпуска. Однако, когда я приехал на сборы, бутс не оказалось.

– Расследование провели?
– Ну какое расследование. Как ты потом найдёшь?

– Это первый случай, когда у вас что-то крали?
– Были случаи в интернате. Там у всех раз в неделю что-нибудь крали.

– Серьёзно?
– Да. В интернате вообще была своя фишка. Когда распускали парней какого-то года рождения, а остальным давали пару выходных, то нужно было сразу все вещи куда-то прятать. Думаю, примерно так во всех школах.

– Ловили тех, кто воровал?
– Одного поймали, но я его не застал. Парню сильно досталось от всей команды. После этого ему пришлось покинуть интернат.

“Широков сказал мне: отморозок, я с машинкой поеду в аэропорт”

– Илья Байков интересуется: «Почему вы решили кардинально изменить имидж?»
– Я давно хотел попробовать. У парикмахера своего спрашивал. Говорит: «Нет, за один раз невозможно перекраситься». Тогда подумал: «Ну ладно, значит, не буду». А недавно познакомился с человеком, который мне сказал, что за вечер реально осуществить процедуру.

– Вам нравится результат?
– В целом да. Но я сейчас сбрею всё. Отцу очень не понравилось. Я пообещал ему, что на тренировках в таком виде не появлюсь.

– Как отреагировала ваша нынешняя девушка?
– Ей понравилось. Собственно, она мне и сказала, что за один вечер можно перекраситься.

– Как отреагировали партнёры?
– Мнения были полярные. Кто-то говорил, что нормально, но большинство… Если в мягкой форме, то: «Зачем ты это сделал?».

– Кто глумился больше всех?
– Роман Николаевич Широков. В тот день когда я выложил первую фотографию, от него сразу пришло сообщение: «Гей, отморозок, я с машинкой поеду в аэропорт».

– Роналду сказал, что хотел бы от Месси левую ногу. А что вы хотели бы от них обоих? (Слава Байкальский)
– От Месси левую, от Роналду - правую.

– «Фёдор, какой трек ты слушаешь перед матчем?» – выясняет Семён Холодов.
– Семён Холодов? Кажется, я его знаю. На самом деле, зависит от настроения: бывает, что я слушаю только рок, бывает – рэп. Нет такого, чтобы какой-то конкретный трек постоянно прокручивал. Помните, был теннисист – кажется, греческий (речь про австралийца Кирьоса. – Прим. «Чемпионата») . Он проиграл и во всём винил Дрейка, потому что слушал его песню перед матчем. Мол, трек его не настроил должным образом.

– У вас есть какие-то ритуалы перед играми?
– Есть.

– Это секрет?
– Я всегда последним выхожу из автобуса.

– Так последним же выходит тренер?
– Речь о том, что я выхожу последним из числа футболистов. Помню, была смешная история в «Динамо». Петреску всегда выбирался последним из автобуса, но Мисимович спрятался за сидение. Петреску глянул – вроде никого. Вышел. И только следом за ним Мисимович. Петреску разозлился: «Зачем ты? Ты же знаешь, что я последний выхожу». Он такой: «Да я шнурки завязывал, не видел просто».

«Я собрал основной состав для Лопыревой»

– Читатель с ником antonio64 вопрошает: «Какой тебе делали самый памятный подарок болелы «Краснодара»?
– Больше всего мне запомнился один их баннер. Там было написано: «Зачем супермен, когда есть Смолов?»

– Сколько мячей нужно забить, чтобы в 2016 году считаться суперменом?
– Не знаю. Наверное, 50 штук.

– Играете в видеоигры? (Илья Азарко)
– Да, в хоккей на PlayStation и в Counter-Strike иногда.

– Почему не в футбол?
– Там всё как-то долго, ворота далеко находятся друг от друга. В хоккее площадка поменьше – больше экшена.

– Виктория Лопырёва в футбольном менеджере выиграла Кубок России, чемпионат и еврокубок быстрее вас. Как так?
– Я же собрал ей основной состав, поэтому она всё выиграла.

– А какой это был футбольный менеджер?
– 2015 года. Там, кажется, Арсен Венгер изображён на обложке.

– За какую команду играли?
– За «Урал». Я ведь тогда жил в Екатеринбурге.

«Нет смысла отдавать ребёнка в футбол в 7-8 лет»

– Александр Пугачёв спрашивает: «Подсматриваешь ли ты финты у действующих футболистов?»
– Я редко финчу, поэтому не много этому уделяю внимания.

– Да ладно вам, дриблинг у Смолова неплохой.
– Иногда дриблинг происходит по наитию. Ноги сами делают финт. Я не выхожу на матч с мыслями о том, какой финт надо сделать.

– Говорят, Бердыев жёстко пресекает, если даже на тренировке футболист играет пяткой.
– Да, я тоже об этом слышал. В «Краснодаре» такого нет. Только между собой подсказываем друг другу, мол, проще было не финт делать, а пас отдать.

– Михаил Мелик-Гусейнов спрашивает: «Соблюдаете ли вы режим в отпуске?»
– Конечно.

– От чего приходится отказываться?
– Ни от чего. Каждый сам решает, что ему нужно. Если тебе ничего не мешает играть в футбол, то можешь делать что угодно.

– У вас бывают проблемы с лишним весом?
– Нет. У меня и мама, и папа худые. Конституция тела такая.

– Бегали в отпуске?
– Да.

– Где?
– В Дубае на беговой дорожке. Мы ещё каждый день играли в волейбол и футбол, в тренажёрный зал ходили.

– С вами в отпуске была футбольная компания?
– Да. Рома Широков, Саша Самедов, Паша Мамаев, Серый Игнашевич… В общем, все наши.

– Наш читатель Илья Казаков спрашивает: «Если бы не футбол, то кем бы вы работали?»
– Оо, тяжёлый вопрос. Не знаю, не могу на него ответить. Родители уделяли большое внимание моему образованию. С отцом договаривались, если в «Сатурне» у меня не пойдёт, то папа помог бы поступить в хороший вуз.

- А чем хотели бы заниматься после окончания карьеры?
- (Улыбается.) Хочу стать вице-президентом Prosport Management (компания, которая ведёт дела Смолова и ряда футболистов сборной России. – Прим. «Чемпионата») . Почему бы и нет? Агентская деятельность – перспективное направление.

– Есть ли возможность пробиться в большой футбол, если начал заниматься только в 13 лет? (Радмир Аитбаев)
– Да, конечно. Если у тебя есть талант, то не важно, когда ты начал заниматься. Я считаю, что в 7-8 лет вообще нет смысла отдавать ребёнка в футбол. В 9-10 надо начинать. А раньше дети не понимают, хочется им играть или нет. Главное, чтобы желание было у самого ребёнка, а заставлять - глупо.

«С огромным удовольствием уеду в Европу»

– Вопрос от болельщика ФК «Краснодар» Романа Гладких: «Месси сказал, что даже не мечтал о пяти «Золотых мячах». А о чём в детстве мечтали вы?».
– Мечтал стать профессиональным футболистом. Слава богу, это осуществилось. А ещё всегда хотел выиграть Лигу чемпионов в составе «Милана». Эта мечта у меня с детства.

– Нынешний «Милан» только может спасти. Там дела совсем плохи.
– Тяжеловато, да. Хотя бы «Роме» не проиграли. Я уже думал, что Михайловича уволят.

– А с чего вдруг вы так тяготеете к «Милану»?
Забавная история, на самом деле. Мне было около шести лет. Отец смотрел футбол. Я подошёл к нему и спросил: «Кто играет?». Он ответил: «Милан». Тогда у всех были только чёрные и белые бутсы. И лишь у одного Джорджа Веа – красные. Я сказал: «Вот он будет моим любимым футболистом, потому что он один в красных бутсах». С тех пор я болею за «Милан».

– «Не хотели бы поиграть под руководством Бердыева?» – Роман Лепявкин, болельщик ФК «Ростов». Видимо, он напрашивается на комплимент в адрес клуба.
– В этом сезоне «Ростов» удивил больше результатом, а по игре скорее «Урал» очень достойно смотрелся. Под руководством Курбана Бекиевича, честно говоря, я хотел бы поиграть. Все ребята, которые работали с ним, очень хорошо отзываются о Бердыеве именно как о специалисте. Поэтому да, было бы интересно.

– Даже Широков хорошо отзывается?
– Да. Он сказал, что как тренер Бердыев - очень сильный. У них там была непонятная история в «Рубине», но в целом никакого негатива не осталось.

– Вопрос от Саши Наумова: «Какие прогнозы на чемпионат Европы во Франции?»
– Прогнозы – дело неблагодарное, но я больше чем уверен, что сборная России достойно выступит.

– А что будет провалом, как не отсутствие плей-офф?
– 0 очков за 3 матча.

– То есть 1 очко это уже не провал?
– Что вы, настоящий успех (смеётся) .

– Вы уже играли в «Фейеноорде». Есть желание снова попробовать себя в Европе?
– Безусловно. Если будет возможность, я с огромным удовольствием уеду. Этим летом у меня не было вариантов за границей. Хоть я и был свободным агентом, но по большому счёту, кто там следит за «Уралом»?

«Ди Каприо когда-нибудь получит «Оскар»

– Многие спрашивают: «В каком европейском чемпионате ты хотел бы поиграть?»
– На данный момент, Германия - самый привлекательный чемпионат. Мы играли с «Боруссией» – уровень команд и отношение к футболу в стране порадовало.

– А знакомый вам голландский чемпионат?
– Как сказал Андрей Воронин: «Единственный, кто не заиграл в Голландии, это Смолов». У меня всё равно хорошие впечатления остались. Отличная лига для молодого атакующего футболиста. Там есть все возможности для развития. Команды играют без обороны абсолютно. Для молодых атакующих футболистов голландский чемпионат очень полезен.

– В Голландии было тяжело освоиться?
– Да, другой менталитет. Русские сильно отличаются от европейцев. Иммобиле в интервью говорил, что немцы очень холодные люди. Даже ему, итальянцу, не хватало общения. У меня в Голландии было то же самое в 20 лет. Все приехали на тренировку, позанимались и разъехались. Вне футбола нет дружбы среди игроков.

– Читатель Сергей Котюшкин вспоминает ваше давнее интервью. В нём вы рассуждали: «Допрыгну ли я до воды из окна своей квартиры в Роттердаме?».
– Было такое, я жил на 11-м этаже. Но там получалось приличное расстояние – около 20 метров до воды. Мне кажется, реально было допрыгнуть.

– Вы сказали, что в Голландии играют в безбашенный атакующий футбол. В России кто играет в такой футбол? А кто в сугубо оборонительный?
– В оборонительный – «Ростов». Мы сыграли с ними дважды – было очень тяжело. Бердыев выстроил игру в обороне.

– Как?
– За счёт дисциплины. Видно, как все отходят назад в две чёткие линии – восемь человек обороняются. В каждой игре команда садится при потере мяча. А самая безбашенная… «Зенит» много времени впереди проводит, мы тоже стараемся играть в атакующий футбол. Опять же «Урал», судя по первой части сезона.

– Будь у вас возможность поговорить с известным человеком – кого бы выбрали?
– Наверное, Льюиса Хэмилтона, Уэйна Гретцки и Леонардо Ди Каприо.

– Уже смотрели его новый фильм «Выживший»?
– Нет ещё. Говорят, хорошее кино, правда?

– У него много хорошего, но премии «Оскар» всё равно нет.
– Получит когда-нибудь.

– О чём спросили бы Ди Каприо?
– Спросил бы: «Переживаешь, что не дают «Оскар»?

– А почему Гретцки и Хэмилтон?
– Я хотел назвать Айртона Сенну, но его нет в живых, поэтому выбрал Хэмилтона.

– Хэмилтон красился, как вы.
– Да, он у меня подсмотрел. А что касается Гретцки, то Уэйн - просто легенда. Набирать очки на протяжении 51 игры подряд – это суперкруто.

“Гранат на место Шильденфельда положил топор”

Самый странный/интересный/необычный легионер, с которым вы играли? Расскажите какую-нибудь историю (Максим Арсеневский)
- Мисимович. Он и футболист сильный, и парень хороший. Всё время шутил, очень весёлый! Ну а историю про Петреску я уже рассказывал.

- Над вами когда-нибудь прикалывались?
- В “Динамо”, если кто-то видел у партнёра смешную, нелепую вещь, то специально вывешивал её в центр раздевалки. Обычно этим занимался Владимир Гранат. Так вот, однажды он повесил красные мокасины Воронина. Андрюха был недоволен: “Вы чего, молодые?! Поплыли, что ли?!”.

Ещё помню – Рома Березовский очень много вещей с собой брал на матч. Нам нужно просто у своего шкафчика оставить самое необходимое – ну там, бутсы, щитки, всё такое. А Рома всё подряд складывал. И мы с Гранатом один раз положили ему ящик воды, вообще половину раздевалки заставили. Несчастный администатор зашёл и с ужасом спросил: “Это всё брать надо, что ли?!”.

Когда в “Динамо” только пришёл Шильденфельд, Гранат купил топор и положил на место хорвата в раздевалке. Гордон спокойно отреагировал, посмеялся. Ну, “топором” ведь называют не очень техничных футболистов…

Кевин Кураньи вообще машину Бори Ротенберга на центр тренировочного поля выкатил. Взял ключи и отвёз быстренько…Тогда как раз была открытая для журналистов тренировка. И вдруг прямо на газоне машина стоит (смеётся) . Силкин видит это и кричит: “Вы чего творите? Боря, что ты себе позволяешь?!”

– «Федя, если бы тебе осталось жить один день, как бы ты его провёл?» – интересуется Телли Мешков.
– Прыгнул бы с балкона в Роттердаме и посмотрел, долетел я до воды или нет.

– Вы своих девушек учили играть в футбол?
– Нет.

– А они – вас?
– Бывало.

– Что говорили?
– Комментарии из серии: ну что, ты не можешь забить? Даже я забила бы!

– «Какими видами спорта увлекаетесь помимо футбола?» – Иван Болсуновский.
– Хоккеем.

– Смотрите или играете?
– Смотрю. Я пару раз пробовал играть, но сейчас больше не практикую.

– Вам интереснее НХЛ или КХЛ?
– Больше НХЛ. А в КХЛ я слежу за друзьями. С Димой Кугрышевым хорошо общаюсь, плюс саратовские ребята Кутейкин и Платонов, а ещё с Ильей Ковальчуком. Смотрю результаты – кто выиграл, кто набрал очки.

– А в НХЛ за кого болеете?
– За «Чикаго».

– Как вам режим позволяет смотреть матчи НХЛ, если они начинаются в 3:00 ночи?
– В Екатеринбурге было удобно в этом плане. Там два часа разницы с Москвой. Я просыпался утром – в НХЛ как раз доигрывали. Ехал на тренировку и смотрел.

– «Фёдор, с каким игроком топ-уровня ты хотел бы поиграть в связке?» – вопрос Саши Калинкина.
– С Месси, конечно.

– Так он всё забивать будет, а вам ничего не останется.
– Да вы что, он столько пасует! Тому же Неймару. Просто беги и открывайся за спины защитников. Мяч тебе прямо в ногу прилетит.

– А есть в России футболист, с которым хотели бы поиграть в одном клубе?
– С Дзагоевым.

– Почему?
– Я играл с ним в юношеской сборной в детстве. С Аланом было очень комфортно. Он хорошо видит поле и отлично пасует.

“Смеялся над шутками в свой адрес”

Давайте о серьёзном: говорят, что в большинстве случаев успех состоит на 10% из таланта и на 90% из трудолюбия. Вы можете поставить эти границы для себя? (Зубов Андрей, Архангельск)
- Трудолюбие важнее. Я знаю примеры безумно талантливых ребят, ничего не добившихся. Был у нас один парень из Екатеринбурга, в “Локомотиве” играл, по детям разрывал просто всех. Смотрелся даже сильнее Дзагоева, против “Реала” пачками соперников обводил, возил мадридцев.

Но к футболу относился несерьёзно, вкалывать не собирался, слишком легко ему всё давалось. Вот и не добился ничего.

Тот же Дзагоев – пример идеального симбиоза. Он и одарён очень сильно, и работает всегда на 200 процентов. Алан ещё ребёнком на каждой тренировке отдавал всего себя футболу.

- Так у вас какое распределение таланта и трудолюбия?
- 50 на 50.

- Как вы изменились за тот период, что не забивали, что над вами смеялись многие болельщики?
- Изменил своё отношение к каким-то вещам. В том числе к критике, к общественному мнению. Тогда ведь не смеялся только тот, у кого рта нет. Но произошедшее закалило меня, сделало сильнее.

- Что помогало не обращать внимания?
- Поначалу было невозможно не обращать внимания. Потому что писали много и всюду. Был выбор: или закрыть все социальные сети, или пережить. «Твиттер» я удалил, но, по сути, выбрал второй вариант.

- Вы сами смеялись над какими-то шутками в собственный адрес?
- Конечно! У меня нет проблем с самоиронией. Там реально были смешные шутки.

- Но вы ведь понимаете, что, сменив имидж, снова скептически настроили аудиторию?
- Я сделал то, что хотел. Но специально привлекать к себе внимание не собирался.

Честный вопрос от Артемия Арсенькина: “Фёдор, вы прямо новый Криштиану… Сначала Лопырёва, теперь Шелия. Когда же свадьба? Или будет новая супермодель? Извините, если так прямо и резко. Уверен, не меня одного интересует данный вопрос”.
- Свадьба пока не намечается. Как и новая супермодель. Сейчас всё устраивает.

- Как познакомились с новой девушкой? Все уже видели, что .
- Банально – в Интернете, через социальную сеть. Долго не могли встретиться, я был то в сборной, то в Краснодаре, а она живёт в Москве

Федь, привет. Слушай, скажи, пожалуйста, ты где стрижёшься? Я хочу такую же причёску (ну, только волосы не буду красить). (Black Star)
- “Где ты стрижёшься – я туда никогда не зайду?” (смеётся) . На самом деле я стригусь у одного и того же мастера с 14 лет. Я даже специально прилетаю в Москву, чтобы именно у неё сделать причёску.

“С Капелло было как в лагере”

– В нашу беседу врывается Александр Новохатский: «Слуцкий сильно изменил сборную?».
– Изменил, очень. Я думаю, что во многом за счёт атмосферы, которую он привнёс в команду, и удалось добиться очень нужного результата.

– Что за атмосфера стала при Слуцком?
– Он общается со всеми ребятами на равных: с шутками, без строгости. Не то чтобы делай, что вздумается. Никакой вседозволенности нет, но и раскованность появилась. Не знаю, тяжело словами передать. Просто стало комфортно и уютно.

– Раньше было неуютно?
– Да.

- Правда, что Фабио Капелло должен вам поход в ресторан?
- Да. Но я сам не принимал участия в споре. Это было зимой на сборах, пари между Капелло и президентом ФНЛ Игорем Ефремовым. Фабио сказал, что за весеннюю часть чемпионата я не забью больше пяти голов. Ефремов соответственно поспорил, что забью. Если у меня порядок с результативностью, то Капелло оплачивает ужин мне, Ефремову, президенту “Урала” Иванову и любому моему спутнику/спутнице.

Кстати, мы в Дубае сидели за большим, общим столом, где хватало футболистов. Так Саша Самедов, когда принесли счёт, как раз сказал: “Всё, зови Капелло, пусть платит!”. Дон Фабио ведь тоже в том отеле был.

- Говорили с ним после увольнения?
- Нет. Но он сказал мне одну важную вещь: “Работай, оставайся после тренировок и никогда себя не жалей”. Когда мне тяжело, я всегда вспоминаю эту фразу Капелло.

- Капелло действительно очень многое запрещал футболистам?
- Да. Было ощущение, что мы все в лагере. Не считая того, что речь шла о взрослых людях… В отеле нельзя было выходить на улицу, пользоваться определёнными лестницами, карточки делались на конкретные этажи, даже кофе запрещали заказывать в номер.

- Почему? Это разве криминал?
- Вот и я не знаю….Объяснений не поступало. В лобби до 10 вечера можете сидеть. Но никакого room service.

Капелло в принципе тяжело переубедить. Советы он воспринимает как попытку поставить под сомнение его власть как главного тренера. У Капелло есть два мнения – своё и неправильное. Так что найти общий язык с ним действительно тяжело.

“Могу перекусить в “Макдональдсе” - что такого?’

Недавно бывший разыгрывающий НБА Стив Нэш на пару с владельцем «Финикс Санз» выкупил контрольный пакет акций испанской «Мальорки», Аксель Витсель вложился в бельгийскую авиакомпанию. Думаете ли вы сейчас об источниках дохода после окончания карьеры? (Игорь Щи)
- Думаю. Но сейчас непростая ситуация в стране, кризис. Знакомые из высших структур советовали мне не торопиться, год в экономическом плане будет тяжёлый. Так что авантюра сомнительная.

У меня отец занимается бизнесом. Я вкладывал деньги в коммерческую недвижимость.

- Вы когда-нибудь плакали на поле? От обиды, от счастья? (Иван Манин)
- В этом сезоне после матча с “Мордовией”. Я запорол в концовке убойный момент, очень переживал… Ещё в детстве моя команда выиграла турнир, но другой форвард забил два гола и обогнал меня в списке бомбардиров. Все ребята радовались, а я рыдал (смеётся) .

- Напоминает поведение Криштиану Роналду, которому, кажется, важны только собственные успехи, а не команды.
- Мне, кстати, абсолютно не импонирует такой стиль. Я-то ребёнком был, но когда Криштиану ругается на Арбелоа, потому что тот забил сам, а не оставил мяч ему… Странно.
Или, обратите внимание, Криштиану особо не радуется голам партнёров. Разве что Марсело, они ведь дружат.

- Помнится, вы “отняли” гол у Быстрова в “Анжи”.
- Перед Володей я извинился, сразу на поле. Быстров – вспыльчивый, умеет ругаться. Но я сказал ему: “Чего я сейчас-то могу изменить? Виноват”. Володя, в своём стиле, пробурчал: “Ну я понял, понял…”.

На днях Генрих Мхитарян признался, что в личностном плане ему очень помогла книга, которую порекомендовал ему Томас Тухель: Тимоти Голви «Внутренняя игра в теннис». Какую книгу вы сейчас читаете? (Игорь Щи)
- Недавно купил “Братьев Карамазовых” Достоевского. Но в отпуске не хватило времени – волейбол, футбол и так далее… В целом любимое произведение – “Мастер и Маргарита”. Ещё очень люблю “Бесов”.

- Какое блюдо из дагестанской кухни тебе больше нравится? (Хаджимурад Хидирбеков)
- Чуду и хинкали. Чуду – это аналог чебурека в Дагестане.

- В Москве на вокзале едите чебуреки?
- В Саратове – постоянно ел. В детстве классика – “закинул” у вокзала чебурек или хот-дог и пошёл дальше. Но за последние лет пять в Москве не пробовал чебурек. Но в “СтарДогс” за хот-догом могу зайти. В “Макдональдсе” тоже перекусываю иногда - что такого?

- Есть ли у вас высшее образование? Планируете ли получать, если его нет? (Алексей)
- По документам есть (смеётся) . Но совмещать с футболом тяжело, на заочном учился. Теперь я “тренер детско-юношеской школы”.

А вообще планирую получать образование. Думаю, в сфере менеджмента. Гостиничного (смеётся) .

- Как должен закончиться 2016 год, чтобы вы были довольны?
- Хочу серебро чемпионата Европы и золото чемпионата России.

- То есть в финале сборная проиграет?
- Я думаю, никто серебру не расстроится (смеётся) .

Отель в центре Краснодара. Мы волнуемся. У нас не так много времени, чтобы сделать большое интервью с лучшим игроком года по опросу еженедельника «Футбол», а местные пробки безжалостно сжигают и его. Но мы волнуемся зря: каждый из вопросов Смолов отрабатывает на сто процентов, откровенно и без ничего не значащих фраз. Если он так же теперь отрабатывает все моменты на поле и на тренировках, то становится понятно, как из золотого, но испорченного российским футболом мальчика Федор Смолов превратился в лучшего футболиста страны 2016 года.

Желания, гол через себя и пенальти

— Вы где встречали прошлый Новый год?

— В Дубае, в Объединенных Арабских Эмиратах. Я уж не помню, когда Новый год встречал в России.

— В этом году вы стали лучшим бомбардиром чемпионата России, выиграли опрос еженедельника «Футбол» и вообще превратились в самую, пожалуй, яркую звезду российского футбола. Вы помните, что из этого загадали в ту новогоднюю ночь?

— Ничего. Честно. Я раньше, как и многие, писал желания на бумажке, поджигал ее и бросал в шампанское, но что-то ничего такого не сбывалось. И года два назад я подумал: зачем? Так что последние пару лет я под бой курантов что-то тихо, про себя, желаю близким и себе. Наверное же, так многие делают, да?

— Еще многие вспоминают, что хорошего с ними произошло. У вас были голы. Лучший из них за 2016 год?

— «Уфе», ударом через себя. Это был лучший гол не только за год, думаю, он самый красивый из всех, что забивал за карьеру.

— У вас в этом году еще и пенальти необычный был. Тот, когда с точки Мамаев не пробил, а вам пас отдал.

На самом деле мы тренировали этот пенальти еще с прошлого сезона, с весны. Но до матча с «Тереком» ни разу пенальти не назначали, чтобы мы с Пашей одновременно на поле были. Так что пришлось ждать несколько месяцев.

— Статистики до сих пор в шоке: что записывать Мамаеву — нереализованный пенальти или голевую передачу?

— Передачу, конечно! Пенальти, по сути, – это точно такой же штрафной удар. Правилами ведь не запрещено с точки пас отдавать? Он и отдал мне передачу. И по факту она голевая. А удара не было, значит, и пенальти считать нереализованным неправильно.

— Промес, точно. Но это ведь опрос за год? Если бы был за полгода, я бы дальше поставил либо Халка, либо Жулиано. Так что вот моя тройка: Промес, Дзюба, Акинфеев.

Разговор с самим собой

— Одно время был такой аккаунт в твиттере: «Забил ли Смолов?».

— Ага. И блог такой на «Спортсе».

— Давно туда заглядывали?

— Ха, да я думаю, что его удалили давно! Но все это было странно. Вот возьмем условно Зорана Тошича. Сколько он не забивал? 2500 минут. Это больше, чем у меня, еще матчей на восемь или девять. А между прочим, человек играет на высочайшем уровне, в отличной команде, на атакующей позиции. Но к нему отношение как к одному из лидеров ЦСКА — российского топ-клуба. Никто его не троллил всей страной и почему-то так пристально не следили и не считали эти минуты, как в случае со мной. Я понимаю, у меня был чуть иной бэкграунд, история личного характера, что я вроде футболу мало уделял времени и все такое. Во всяком случае, так было принято считать. Но никто не разбирался, что я толком нападающего и не играл, и не выходил постоянно. За все это время я матчей пять, наверное, в основе сыграл, а все остальное — минут на 10-15 выходил. Команда ведет в счете, ты вышел, а никто уже вперед не бежит: зачем?

— Поэтому вы ушли в «Урал»?

— У нас с Черчесовым состоялся разговор. И он мне в личной беседе говорит: «Слушай, ну давай по-честному. Никто еще, выходя на 10 минут на замену, себя не проявил, чтобы заиграть в основе. Это очень тяжело. Реально таких случаев единицы». Кто таким был? Мне навскидку вспоминается только Сульшер из «Манчестера» — игрок замены, который выходил и забивал. А я выходил то слева, то справа и выступал в таких командах, где конкуренция была довольно высока и заиграть было тяжело. Поэтому, может быть, стоило сделать этот шаг с арендой в «Урал» раньше.

— Знаете, как вашу историю вообще большинство болельщиков представляет? Что жил-был обычный российский футболист Смолов. Да, с талантом, но еще и с паспортом, с которым в условиях лимита мог не напрягаться. А потом у него в голове что-то щелкнуло. И он стал пахать так, что теперь у него больше трех десятков мячей за год.

Щелкнуло, да. Сто процентов щелкнуло. Все правильно. Вот только большинство пытается это увязать с расставаниями, с какими-то там событиями в личной жизни. А это не так. У меня просто произошел разговор с самим собой. Самолюбие взыграло. Что, я не понимаю, что у меня есть талант? Я в «молодежке» забивал больше всех. И в юношеской сборной забивал больше всех, всегда и везде был на виду. А при переходе во взрослый футбол все не шло у меня и не шло. И я решил в первую очередь сам себе доказать, что способен на многое на самом деле.

— Как это произошло? Проснулись одним прекрасным утром и решили: начинаю новую жизнь?

— Все думают, что все началось в «Урале». На самом деле — гораздо раньше. Просто когда я принял это решение и поменял все, это по щелчку пальцев не могло в один момент отразиться на результатах. Но я понимал, что нужно терпеть, что нужно ждать, и если я буду продолжать работать и трудиться, то мне это все вернется. Так и произошло. И все начало возвращаться как раз в период моей игры в «Урале». Плюс хорошо, что попался Александр Федорович [Тарханов, главный тренер «Урала»]. Он выпускал меня нападающим и не ограничивал на поле. Так и говорил: «Я вижу по твоим игровым способностям, что тебя не стоит ограничивать. Ты можешь делать на поле все что пожелаешь».

— Вы говорите: «Поменял все». Что «все»? Вы стали грамотнее питаться? Больше тренироваться? Что конкретно вы поменяли?

— И питаться стал по-другому, и режим поменял спортивный. А больше тренироваться я стал еще раньше. Плюс я навсегда запомнил одну фразу Капелло, которая мне помогла.

— Капелло?

— Да. У меня были от работы с ним неоднозначные впечатления. Вроде он меня вызывал в сборную, когда я не играл. Мы с ним это обсуждали. Он говорил: «Да, ты не играешь, но у тебя есть возможность за этот сбор доказать мне, чтобы я тебя вызвал в следующий раз». В конце сбора он подходил и говорил: «Ты в порядке, все супер, отлично тренируешься, выкладываешься». И вызвал меня в следующий раз. Так он меня вызывал на протяжении полутора лет. Был разговор агента с ним по поводу моей аренды в «Анжи». Он говорит: «Да, пусть идет. Будет играть – я его вызову на «мир». И получается, что я все сборы до чемпионата мира был, но на турнир не поехал. Расстроился. Понимал, что, скорее всего, не буду играть в Бразилии, но поехать хотелось: такие турниры бывают раз в жизни, а у кого-то вообще их может не быть в принципе.

— А фраза какая?

— Он мне сказал: «Не жалей себя никогда». И поэтому, когда тяжело, когда после тренировки кажется, что нет сил даже дотащиться до душа, я все равно остаюсь сделать какие-то упражнения для себя. Вспоминаю его выражение лица и делаю через не могу. То есть все-таки он мне дал что-то в моей карьере, в моей жизни.

Ламборджини и Галицкий

— Еще одна громкая новость, связанная с Федором Смоловым. Вы действительно купили ламборджини, как у Криштиану Роналду?

— Нет. Я ничего не покупал. Кто-то сфоткал ламборджини, сказали, что это моя. Это пока самая необычная новость про меня за прошедший год.

— Но у вас же действительно страсть к хорошим машинам? Только непонятно, где вы тут ездите. Мы в Краснодаре второй день, и кажется, что этот город — одна большая пробка.

— Машины мне нравятся, да, и быстрые машины тем более. У нас база находится в Адыгее, туда надо добираться по хорошей трассе. В принципе, там можно погонять.

— Но это правда, что Галицкий по городу передвигается на вертолете?

— Не знаю, как по городу, но на базу к нам он точно прилетает на вертолете. На тренировках он бывает раза три в неделю, может, даже больше, и со всеми общается в каждый свой прилет. Спрашивает у каждого футболиста, как самочувствие, как состояние, какие мысли о прошедшей игре, какие мысли о грядущей. Когда не прилетает, он смотрит видео онлайн-трансляцию тренировки. Это я точно знаю. Когда я только пришел в команду, для меня это было немного удивительно и неожиданно. Я сперва даже не поверил. У Паши Мамаева спрашивал — я его на первых порах вообще по поводу команды все время спрашивал, как да что. Он говорит: «Нет! На самом деле смотрит. Даже на сборах все занятия смотрит». Я сначала не поверил, думал, он прикалывается надо мной.

— Когда открывали стадион, Галицкий по нему сам проводил для журналистов экскурсию. Футболистам он тоже сам все показывал?

Да. Мы два раза ходили до официального открытия на разных этапах строительства. Первый раз — весной, второй — за месяц до открытия. Меня больше всего поразило отсутствие пространства между трибунами и крышей. И эти потрясающие экраны. Я нигде ничего подобного не видел. Очень круто.

— Во время Евро Криштиану Роналду все время успевал кинуть взгляд на табло, чтобы посмотреть опасные моменты с его участием. А вы?

— Я на табло смотрю, чтобы узнать, какая минута матча. Если проигрываем — смотришь, есть ли еще время отыграться, когда ведешь в счете — думаешь, ну что же так медленно время идет. А насчет повторов, у нас они вроде запрещены. Но это отличная хоккейная тема: когда хоккеистов показывают на скамейке, они все туда смотрят — на повторы на экране. Я сейчас, кстати, вспоминаю пару своих фото с чемпионата Европы, там действительно все время глаза наверх глядят — туда, где экран.

— К Евро мы еще вернемся. Но есть еще один вопрос про «Краснодар». Для вас была полной неожиданностью отставка Кононова?

— Нет, не полной. Инсайдерские разговоры внутри команды ходили. Но не задолго, а буквально прямо перед этой отставкой. У меня сложились очень теплые отношения с Олегом Георгиевичем. Я пришел в команду при нем, и он в меня поверил, оказал мне большую поддержку. Я ему очень искренне и по-человечески, и по-футбольному благодарен. Хоть и не сразу он меня стал ставить в центр нападения. Но мы с ним очень много общались на эту тему, и он искренне верил в то, что я смогу принести пользу и слева. Но, к сожалению, нам не удалось добиться того, что мы с ним вместе даже проговаривали, к чему шли.

«Фейеноорд», Китай и предложение от «Лилля»

— Вы молодым поехали в аренду в «Фейеноорд», когда это еще не было мейнстримом. Зачем? За приключениями?

— Да нет… Ну я тогда уже понимал, что хочу играть в Европе. Просто сейчас я готов к этому, а тогда — нет. Понимаю, какая будет жизнь, и готов к смене обстановки, образа жизни, окружающей среды. А тогда все представлял себе немного туманно и легкомысленно. И по факту не был готов к этой реальности. Но знаете, о чем я жалею? О том, что вернулся раньше срока аренды. Мне стоило остаться, доиграть сезон. Потому что уехать из Голландии в другой европейский клуб гораздо проще, нежели из России. Я вот предпринял попытку. Да, не сложилось, зато сейчас прекрасно представляю, что меня ждет, если я все же уеду.

— Это насколько же там для вас все было необычным, если в 20 лет вы тогда прочитали всего Переса-Реверте?

— Переса-Реверте мне, кстати, отец посоветовал. Да, там было суперскучно. Вообще совершенно иной менталитет у людей. Я тут как-то интервью Иммобиле читал — про то, как он в Дортмунд перешел. Он говорил: «Я не ожидал, что немцы настолько холодные. Мне не с кем общаться там. Со мной никто не хочет дружить. Меня никуда не зовут. Я к этому не привыкну». То есть, казалось бы, ладно, русский — можно списать на то, что мы там old fashion и у нас своеобразный менталитет и так далее. Но здесь итальянец, европеец по своей сути, приехал и говорит о тех же самых проблемах в общении.

Вот и я столкнулся с этим же. Только мне было 20 лет, а ему — 24. Или вот я разговаривал с Женей Коноплянкой. И он подтвердил: «Мне в Испании было очень комфортно. В Германии пока не нахожу себе места. Мне там тяжеловато».

— Вы говорили, что не против повторить и снова уехать в Европу. Правда, что «Лилль» выходил на вас прямо на Евро-2016?

— Ну как выходил… Ко мне в отеле подходил какой-то парень, говорил, что давай контакты, я свяжу тебя с «Лиллем», они очень хотят. Это как считается — выходил? Я допускаю, что, может быть, была какая-то бумага в клуб или обращение. Просто я этого не знаю. Но есть ли смысл рассматривать «Лилль», играя в «Краснодаре»?

— Финансовый смысл?

— У меня летом было супервыгодное предложение в финансовом плане из Китая. Клуб «Шанхай Гринлэнд Шэньхуа», кажется. Оно было действительно космическим. Думаю, во всем чемпионате России ни у кого нет таких условий. Но я отказал сразу, ни секунды не раздумывал. У меня есть цель, я к ней иду и хочу в конце концов все-таки добраться.

Евро-2016, ночь после Уэльса

— Если бы Евро-2016 был для нас более успешным, к вам сразу обратился бы кто-то покруче «Лилля». Почему во Франции у сборной получилось все именно так?

— Нет какого-то одного конкретного ответа. По своим собственным впечатлениям я могу сказать, что мы сыграли гораздо ниже своих возможностей – это факт. Те команды, которые были в группе, нам были объективно по силам. А мы провалились. Но вы вспомните: в августе 2015 года нас вообще списали со счетов, и все смирились с тем, что мы не едем на чемпионат Европы. Тем не менее пришел Леонид Викторович Слуцкий, мы выиграли четыре матча из четырех и поехали туда. И еще. Нам все ставят в пример сборную Исландии. Ну окей, ну сборная Исландии. Они добились какого-то результата первый раз в своей истории. И наверняка последний. Но вот скажите: у них правда тот футбол, который болельщики хотят от нас видеть? Вот так бить по аутам, а потом кидать с них на 40 метров? Этого хотят от сборной России?

— Все хотят, чтобы сборная сражалась. Вы замечаете этот конфликт между болельщиками и сборной?

— Ну, возможно, он есть. Петиции те же. Но люди, которые ее подписали, этим признались, что ничего не понимают в профессиональном футболе.

— Да, 90% жителей России не понимают, в чем глупость этой петиции. Но только так, призывом разогнать сборную, они могут выразить свое отношение к российскому футболу.

— Как раз это я понимаю. Но объективно мы не топ-футбольная держава. Ждать от нас результатов сборной Германии наивно. Это факт. Но в то, что нам по силам было выйти из группы, я искренне верю. И про глупость понимаю. У нас, в принципе, страна такая. Это же не только в футболе. У нас все люди во всем разбираются, кроме своей жизни. Им тяжелее всего подойти к зеркалу и сказать: в том, что у меня чего-то сейчас нет и я сижу на диване и смотрю телевизор, виноват не учитель, не чьи-то родители, которые за кого-то заплатили, не тренер, который взял взятку, а виноват я сам. Виноват, потому что не обучился, не отдавал должное футболу, и так далее. Я же тоже выхожу на улицу и встречаю там людей, да тех же таксистов… И все, рассказывая, почему у него когда-то не получилось в футболе, говорят: «Да просто за меня некому сказать было». Но с какой стати за тебя должен кто-то говорить? Почему ты не можешь признаться перед самим собой, что ты недостаточного уровня был футболист, чтобы тебя взяли в команду? Почему ты не признаешься в том, что когда-то вместо тренировки ты решил пойти погулять с ребятами во дворе? Ты же не признаешься в этом даже сам себе. А жизнь – она не прощает таких ситуаций, она потом рассчитывается с тобой за все.

— Вас обидел в интервью со Слуцким сразу после Евро заголовок про то, как футболисты пришли к нему в номер после Уэльса и признались: «Мы — говно»?

— Меня не обидел. Просто я на самом деле до конца не верю в эту историю. Меня там не было, поэтому не берусь судить. Я этого не говорил и так не скажу никогда. Считаю, что мы — не говно.

— Как ночь после разгрома от Уэльса провели вы?

— Я не спал. Играл в PlayStation в хоккей. Сидели в комнате с ребятами. Разговаривали. О футболе. У нас после Словакии вообще все разговоры только о футболе были. Те, с кем я общался больше, улетали утром. Когда они улетели, я поспал и поехал к родителям — они в тот момент были в Париже.

— А перед матчем с Англией знали, что творится в Марселе? Что идет побоище в Старом порту?

— Да, конечно. Все смотрят новости. Первый канал, интернет у всех есть. Но перед играми стараешься не думать ни о чем постороннем. Тем более что матчи такого уровня у меня в карьере были впервые, и я волновался.

— Трио Смолов-Дзюба-Кокорин все-таки провалилось? Вообще был шанс, чтобы вы выстрелили?

— Провалилось, конечно. Но шанс, думаю, был. Вы меня спрашиваете о совместимости нас троих единовременно на поле? Вы хотите знать мое мнение?

— Да.

— Я считаю, что Саше сейчас, в принципе, комфортнее играть немного с краю. То есть на место в центре нападения претендовали мы с Артемом. Могли бы мы играть вместе, могли быть совместимы? Скорее да, чем нет. Но, может быть, в чуть иной формации: в два центральных нападающих, где я бы располагался под Артемом.

— А в чем был план на Евро?

— Артем после передач из глубины поля должен был лицом к нашим воротам выигрывать верховые мячи и сбрасывать их себе за спину. А мы с Сашей должны были вырваться в эти свободные зоны. Но нам не всегда удавалось туда добежать — нам надо сзади еще много отрабатывать.

Смолов через три года

— Почему вы так не любите играть на фланге? Потому что вы ограничены в выборе, куда разворачиваться, когда вы принимаете мяч?

— Сейчас объясню, в чем мой минус при игре на фланге. Я по своей сути — центральный нападающий. Я привык делать все быстро, потому что понимаю, что ограничен во времени. У тебя одно касание, максимум — два быстрых, чтобы пробить и отдать передачу. Все это ты делаешь практически на автомате: чувствуешь ворота и решаешь. А когда ты действуешь с фланга, то времени больше и мне это идет в минус. С одной стороны, я знаю, что из-за спины никто не выбежит, и вроде это идет в плюс. Но я останавливаюсь и начинаю смотреть, зная, что у меня условный запас времени, из-под меня никто не выбежит, жду поддержку и теряю темп. Казалось бы, что мне, наоборот, должно быть проще, а получается хуже. Это мой личный вывод.

— Слуцкий, наоборот, говорит, что слева вы чуть ли не больше забивали.

— Мы с ним об этом разговаривали после беговых тестов. Он показал мне результаты: «Твои двигательные способности, твое здоровье позволяют делать большой объем работы на фланге». Это на самом деле так. Но когда я добегу туда, у меня уже не будет такой легкости взрыва, чтобы освободиться от опеки и пробить. Она теряется, когда ты делаешь большую работу. Крайний полузащитник должен сбегать назад, вернуться вперед и подать в штрафную. Это одно. А когда тебе нужно сбегать отработать сзади, потом добежать вперед, а потом еще на легкости обыграть защитника и пробить сильно и точно — это уже другое. Для этого все-таки нужно беречь силы, искать момент. Поэтому специфика разная.

— Сейчас многие футболисты получают статистические выкладки о своих матчах. Вы тоже?

— Да. После каждого матча и по итогам месяца. Но меня в ней интересуют только несколько цифр: процент выигранных единоборств, количество обводок, ударов, расстояние на субмаксимальной скорости, на скорости более семи метров в секунду, количество рывков и спринтов. И у меня есть тренер в Краснодаре, с которым я занимаюсь дополнительно. Мы с ним все это обсуждаем.

— Топ-цифры для Федора Смолова?

Хороший уровень для нападающего – это 300 метров на максимальной скорости: это выше 7 метров в секунду. И в районе 1000 метров на субмаксимальной — это от 5,5 до 7 метров в секунду. Процент единоборств — выше 50. Но тут статистика не совсем корректно отображает происходящее: если я формально проиграл верховое единоборство, но на подборе был наш игрок, то как его считать? Или тебе идет передача, ты спиной к воротам, у тебя на плечах два защитника. Они играют в подкате, выбивают в аут, у тебя минус — у него плюс. Хотя мяч остался у твоей команды.

— У вас с Черчесовым уже был разговор, как он думает вас использовать в сборной сейчас?

— Был. Он меня использовал как центрального нападающего. Единственное, на тот момент в команде не было ни Саши Кокорина, ни Артема Дзюбы. Я думаю, что если бы не травма, то на матче открытия стадиона «Краснодар» я мог бы с Артемом сыграть как раз в паре в нападении. Заодно и посмотрели бы, как мы выглядим вместе.

— Через полгода — Кубок конфедераций. Вам результат на нем важен?

— Думаю, он для всех будет важен. Вот вам и возможность в глазах болельщиков себя реабилитировать и заставить поверить в сборную перед чемпионатом мира.

— Один иностранный тренер задавал своим футболистам один простой вопрос: «Как вы себя видите через пять лет?» Пять — может быть, много. Но кем себя видит Федор Смолов года через три?

— Я вижу себя в топ-клубе европейского топового чемпионата — в Англии, Италии, Германии или Испании. Я себя там не просто вижу, я к этому стремлюсь. Потому что, когда у меня состоялся тот самый разговор с самим собой, я себе поставил цель. Теперь стараюсь идти к ней.

Краснодар

Текст: Андрей Вдовин, Денис Вдовин

Фото: Сергей Дроняев,Global Look Press, ФК «Краснодар», официальный сайт РФПЛ
Рисунок: Шамиль Забайдуллин



Выбор редакции
Биатлон уже давно занял почетное место среди наиболее зрелищных видов спорта. Он давно входит в программу Олимпийских игр, но это не...

Количество белка, который человек должен получать с пищей при условии регулярного выполнения тренировок, составляет 1,4 г на килограмм...

Любой из нас желает иметь идеальную фигуру, в частности упругий и подтянутый живот. Поэтому упражнения на так популярны. Они не слишком...

Упражнения со скакалкой знакомы нам еще с детства. Но актуальность этого простейшего тренажера не теряется никогда – это прекрасный...
Кардиотренировка – это самостоятельное занятие, при котором повышается работоспособность организма и увеличивается интенсивность сжигания...
7 Мар 2016 Как выбрать лыжероллеры Как выбрать лыжероллеры Лыжероллеры традиционно делят на два вида: лыжероллеры для классического хода...
Физкультура и спорт Внешняя и внутренняя сторона нагрузки. Компоненты тренировочной нагрузки. Эффект нагрузки прямо пропорционален при...
Нападающие действия можно условно разделить на три группы: 1) полноценные атакующие удары 2) кистевые удары 3) скидки Помимо выше...
Кайса Макаряйнен - трехкратная обладательница Кубка мира/ IBU 26 ноября стартовал олимпийский сезон 2017/2018. Ведущие сборные мира,...